Музыкальный сервис Spotify получил $1 млрд выручки

Музыкальный сервис Spotify получил в 2013 г. $1 млрд выручки. Но из-за высоких отчислений правообладателям компания все еще остается убыточной
Chris Ratcliffe/ Bloomberg

Миллиарды за музыку. $2

млрд выплатила правообладателям Spotify с момента своего основания, сообщал недавно Эк. $1 млрд был заплачен в период с 2008 по 2013 г., а с тех пор правообладатели получили от Spotify еще $1 млрд

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Выручка шведского стримингового сервиса Spotify в 2013 г. выросла на 74% по сравнению с 2012 г. - до 747 млн евро, или $1,03 млрд, сообщила компания. Чистый убыток сократился с 86,7 млн евро ($115 млн) годом ранее до 57,8 млн евро ($71,9 млн) в 2013 г. Несмотря на рост выручки, Spotify пока не удается стать прибыльной: большую часть своей выручки компания выплачивает правообладателям в виде роялти, пишет Financial Times (FT). В прошлом году шведская компания заплатила звукозаписывающим компаниям и другим владельцам прав на музыку 605 млн евро ($753,3 млн), т. е. больше 70% годовой выручки.

Тем не менее многие музыканты считают, что Spotify им недоплачивает. Например, американская поп-звезда Тейлор Свифт недавно изъяла свои треки из Spotify, заявив, что компания не платит адекватные деньги за ее работу. Она раскритиковала Spotify за развитие бесплатной версии сервиса в обмен на показы рекламы пользователям - это приносит музыкантам небольшие роялти.

Большая часть подписчиков Spotify пользуется именно бесплатной версией сервиса. Из 36 млн активных пользователей сервиса ежемесячную абонентскую плату в 2013 г. платили лишь 8 млн человек, сообщала ранее компания. Spotify продает подписку, которая в зависимости от страны стоит $10, 10 евро или 10 фунтов в месяц. Правда, в этом году аудитория сервиса выросла до 50 млн пользователей, а количество платящих - до 12,5 млн, говорил недавно основатель Spotify Даниэль Эк.

Финансовые показатели Spotify заставляют сомневаться в успешности всего бизнеса стриминговых музыкальных сервисов, отмечает FT. Ведь Spotify - самый крупный и самый успешный из такого рода проектов. Именно Spotify, запущенный Эком в 2008 г., стал пионером стриминговой музыки в интернете. До этого пользователи в основном скачивали музыку либо с нелегальных сервисов, либо из магазинов типа iTunes. С тех пор у Spotify появилось много конкурентов, среди них - Deezer, Soundcloud, Beats Music (недавно куплен Apple), YouTube. Этим летом появились слухи о том, что музыкальный сервис может купить Twitter.

Однако Spotify рассчитывает, что будет увеличивать выручку за счет запуска сервиса в других странах. Так, в прошлом году Spotify удалось выйти на самый крупный музыкальный рынок - США. Также компания заявила о планах запустить сервис в тех странах Европы и Азии, где раньше не работала. В числе таких стран и Россия: в прошлом году Spotify назначила руководителем российского офиса Александра Кубанеишвили. Сервис должен был запуститься до конца 2014 г., но недавно запуск был отложен на 2015 г.

Эксперт и бывший вице-президент Spotify Файзал Галариа сказал FT, что считает финансовые показатели Spotify сильными. По его словам, они демонстрируют успех в развитии подписочной модели, даже несмотря на то, что компания остается убыточной.