Статья опубликована в № 3731 от 05.12.2014 под заголовком: Летать нужно меньше

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев предложил меньше летать

Помочь авиакомпаниям в кризис мог бы согласованный вывод из эксплуатации части самолетов, считает гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Но договориться об этом невозможно
  • Мария Киселева
Smartmoney

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в четверг заявил, что считает необходимым в ответ на ухудшение ситуации на рынке авиаперевозок выработать вместе с крупнейшими российскими авиакомпаниями консолидированную позицию и, возможно, отказаться от эксплуатации части воздушного флота. «На самом деле нам надо договориться и часть емкостей вывести - всем авиакомпаниям, - сказал он. - Тогда мы их [самолеты] поставим на бетон - да, мы будем за это [лизинговые и прочие платежи] платить, мы поднимем цены [на билеты], но все это компенсируется» (цитата по ТАСС). Пока же авиакомпании «вынуждены летать полупустыми, что нам всем во вред», добавил Савельев.

При этом гендиректор «Аэрофлота» отметил, что не может инициировать такие соглашения, так как это не соответствует его уровню полномочий. Представитель ФАС сказал, что не может комментировать заявление Савельева, так как это не официально оформленное предложение. Но, добавил чиновник, любые договоренности между компаниями, которые могут привести к росту цен на услуги, могут быть поводом для проверки.

Сокращение емкости - единственная возможность для того, чтобы исправить положение авиакомпаний, говорит заместитель гендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский. Компании могут сами сокращать емкости, которые не в состоянии обслуживать и загружать, но невозможно сделать это радикально, отмечает эксперт.

С начала года авиакеросин на Санкт-Петербургской сырьевой бирже подешевел на 8,8% до 30 346 руб./т (на топливо приходится около 40% тарифа). Но, например, «Аэрофлот» отчитывался о росте затрат на авиатопливо за 10 месяцев на 9,1% до 64,7 млрд руб. Вслед за укреплением курса доллара (на 63,13% с начала года) у авиакомпаний растут лизинговые платежи (их большая часть, как правило, номинирована в валюте) - это от 10 до 21% тарифа. У «Аэрофлота» за девять месяцев расходы по операционной аренде, в том числе из-за курсовых разниц, выросли на 18,3% до 16 млрд руб., говорилось в отчете компании по МСФО.

Будет ли сам «Аэрофлот» сокращать провозные мощности, представитель авиакомпании не говорит. В начале ноября «Трансаэро» внесла корректировки в стратегию развития от 2013 г., в том числе из-за изменения курса рубля и снижения спроса, рассказал представитель авиакомпании, изучаются возможности переноса сроков поставок новых самолетов. «Ютэйр» ведет переговоры о переносе графиков поставок с Airbus и Boeing, сообщала ранее авиакомпания. Она еще с лета начала оптимизацию маршрутной сети на 20%. Представитель S7 отказался от комментариев.

Впрочем, часть компаний могут вынужденно приостановить эксплуатацию судов, взятых в лизинг. В начале недели «ВЭБ-лизинг» сообщил, что приостанавливает эксплуатацию двух самолетов Sukhoi Superjet 100 и трех самолетов Bombardier Q400, находящихся в эксплуатации у авиакомпании «Якутия», из-за задержки платежей. Руководство авиакомпании объяснило задержки платежей ростом курса доллара. Сейчас компания ведет переговоры с «ВЭБ-лизингом» и «Гражданскими самолетами Сухого» о переводе лизинговых платежей в рубли, сообщила «Якутия».

В последние несколько лет авиакомпании наращивали провозную емкость вслед за растущим пассажиропотоком, напоминает авиационный эксперт, сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. При этом только в 2010 г. рост пассажиропотока заметно превысил увеличение предложения кресел, видимо, авиакомпании не предвидели взрывной волны восстановительного спроса после кризиса.

О кризисе авиаторы заговорили этим летом. В октябре, по данным Росавиации, впервые с 2011 г. сократился пассажиропоток на международных авиалиниях - на 1,8% (год назад вырос на 14,6%). На внутренних авиалиниях спрос сохранился: за октябрь он вырос на 14,7% (на 14% год назад). Из-за падения курса рубля снижение на международных линиях может достичь 20-25%, прогнозирует Крамаренко. Особенно острым оно будет в первые месяцы наступающего года, когда сократится платежеспособный спрос. На внутренних линиях, вероятно, сохранится умеренный рост, связанный в первую очередь с переориентацией туристического потока из-за рубежа.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать