Интернет начинает перетягивать посетителей магазинов

Онлайн-торговля одеждой в России близка к тому, чтобы начать перетягивать потребителей у традиционных магазинов
Chris Ratcliffe/ Bloomberg

Одежда стала наиболее значимой категорией в странах с развитой онлайн-торговлей как по темпам роста, так и по объемам, пишут аналитики Citibank в обзоре мирового рынка интернет-коммерции.

Изначально рост онлайн-торговли обеспечивали электроника, бытовая техника и цифровой контент (книги, видео, музыка). Наиболее распространенной моделью стали магазины-агрегаторы: на Amazon приходится 18 и 16% онлайн-продаж в США и Великобритании соответственно, по расчетам Citibank.

На рынке одежды повторяется тот же сценарий: в Европе выручка, например, Zalando и Asos растет в среднем на 20-25%; продажи одежды через интернет - на 10-15%. В Великобритании доля этого сегмента сейчас составляет около 10% - и это тот порог, при котором продажи в традиционных офлайн-магазинах начинают стагнировать, говорится в исследовании.

Аналитики приводят примеры разных стратегий традиционных игроков в таких условиях. Так, ритейлер спорттоваров Sports Direct, предлагая более широкий ассортимент онлайн (180 000 наименований против 20 000 в магазинах), смог избежать «каннибализации» выручки своим же интернет-магазином. Сеть универмагов Debenhams тоже столкнулась с перетоком продаж из магазинов в онлайн, но она не приняла существенных мер по снижению издержек - ее операционная рентабельность сократилась.

В России доля интернета в продажах одежды пока ниже. В 2013 г. на одежду и обувь пришлось около 14% из всех 363 млрд руб., потраченных россиянами в интернете на физические товары (данные Ассоциации компаний интернет-торговли). Крупнейшие продавцы одежды в рунете - Otto Group, Wildberries, Lamoda. Основная доля рынка - 38% - за бытовой техникой и электроникой. Продавцы одежды, обуви и аксессуаров занимают все большую долю рынка, подтверждает руководитель «Яндекс.Маркета» Алексей Авдей. Но одежда не самая быстрорастущая категория, добавляет он: детские товары растут более высокими темпами.

Сейчас интернет не перетягивает покупателей из традиционных магазинов одежды, говорит представитель ритейлера Sela Юлия Зефирова: «Интернет выбирают те, кто живет далеко от наших магазинов».

Российский рынок уже приблизился к опасному для традиционных магазинов 10%-ному порогу. По данным Esper Group, в 2014 г. доля онлайн-продаж в одежде составит 8,1%, или $4,88 млрд. В России британский сценарий вряд ли повторится, считает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная: «Доля онлайн-продаж одежды в России в ближайшие 5-7 лет будет сокращаться при среднем уровне 6-6,5%».