Статья опубликована в № 3742 от 22.12.2014 под заголовком: Воздушные гарантии

Государство поддержит авиакомпании субсидиями и госгарантиями

Как стало известно «Ведомостям», правительство готово поддержать российские авиакомпании субсидиями и госгарантиями

  • Мария Киселева,
  • Маргарита Лютова,
  • Михаил Серов
Андрей Махонин / Ведомости

Правительство рассматривает два инструмента поддержки авиакомпаний, рассказал «Ведомостям» вице-премьер Аркадий Дворкович (интервью с ним см. на стр 08-09). Речь идет о госгарантиях по кредитам и субсидировании каботажных маршрутов. Дворкович отметил, что на расширение перечня субсидируемых маршрутов понадобится до 1-2 млрд руб. Он сказал, что среди компаний, которые «заявили о проблемах», - «Ютэйр» и «Трансаэро». «У «Ютэйр» есть еще сильный акционер, который уверен, что готов участвовать в стабилизации деятельности компании», - добавил Дворкович.

Представитель вице-премьера пояснил, что «Трансаэро» получит госгарантии уже в начале этой недели. Вчера ТАСС со ссылкой на свои источники сообщил, что «Трансаэро» обратилась за помощью к государству и кредиторам, утверждая, что из-за долгов может приостановить полеты еще до Нового года. Представитель компании это опроверг. Источник, близкий к Минтрансу, сказал, что «Трансаэро» «решила проблему» с обслуживанием кредитов и о приостановке деятельности речи сейчас не идет. Это подтверждает другой федеральный чиновник. Представители «Ютэйр», «Сургутнефтегаза» (владеет 61% авиакомпании через НПФ «Сургутнефтегаз») и Минтранса отказались от комментариев.

Дворкович отметил, что поработать надо и самим авиакомпаниям: они должны рационализировать парк, маршруты, снижать издержки, чтобы выйти на операционную безубыточность хотя бы через несколько месяцев. «Ютэйр» на прошлой неделе уже опубликовала программу оптимизации деятельности компании и реструктуризации долговой нагрузки. Компания планирует выйти на безубыточность в 2015 г. Согласно опубликованному плану поручителем по облигациям компании выступит сама «Ютэйр» и другие компании группы - о государственных гарантиях в нем речи не идет.

Гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова в начале октября говорила «Ведомостям», что компания уведомила Минтранс о том, что не нуждается в госгарантиях. После завершения новогодних праздников «Трансаэро» планировала сокращать провозные емкости на ряде рейсов. Компания также объявила о возможности переноса сроков поставок новых воздушных судов. В воскресенье «Трансаэро» уведомила большую часть билетных агентств о прекращении работы с ними до окончания новогодних каникул, рассказывают два сотрудника билетных агентств. Так «Трансаэро» сократит издержки от непрямой реализации билетов.

Сейчас гарантии уже не будут эффективным инструментом поддержки, говорит начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Действующая ключевая ставка ЦБ (17%) несовместима с уровнем рентабельности авиабизнеса. «Для авиакомпаний были бы актуальны кредиты под 8%, которые они могли получить некоторое время назад при условии наличия госгарантий», - отметил эксперт. При этом перевозчики демпингуют на отдельных маршрутах, пытаясь продать как можно больше билетов. «Перевезти пассажира с убытком в 5-10% будет дешевле, чем взять кредит под 25%», - констатирует Пантелеев. Расширение перечня субсидируемых маршрутов также может оказаться недостаточно эффективным в условиях падения спроса на авиаперевозки. «Сейчас население вкладывает средства в крупные покупки, после праздников спрос снизится, и люди будут летать меньше», - говорит эксперт. Если банки не реструктурируют долги авиакомпаний, вероятным вариантом развития событий эксперт считает банкротство нескольких перевозчиков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать