Укрепление швейцарского франка создает дополнительные риски для экспортеров швейцарских часов

Производители швейцарских часов опасаются, что укрепление национальной валюты негативно скажется на их продажах в Европе и Азии
Gianluca Colla/ Bloomberg

Экспортный товар. 92,5%

или 18,9 млрд швейцарских франков ($19,56 млрд по курсу Национального банка Швейцарии на 28.11.2014), составила доля швейцарских часов в мировом экспорте по итогам января - ноября 2014 г., следует из отчета Федерации швейцарских часовых производителей

Повышение курса швейцарского франка создает новые риски для экспортеров швейцарских часов в 2015 г., пишет Financial Times (FT). «Сильный франк исторически являлся плохим фактором для показателей прибыли Richemont и особенно для Swatch Group», - прокомментировал ситуацию аналитик Citigroup Тома Шове. За 11 месяцев 2014 г. рост экспорта швейцарских часов и так замедлился до 2,3% в связи с антикоррупционной кампанией в Китае, протестами в Гонконге и снижением курса рубля, отмечает издание.

Национальный банк Швейцарии 15 января снял ограничение для курса франка, введенное в сентябре 2011 г., - не ниже 1,2 франка за евро. После чего в течение дня франк стремительно достиг паритета с евро, в итоге подорожав к евро почти на 30%.

Решение Национального банка отменить потолок курса национальной валюты было встречено с недовольством и удивлением, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Гендиректор Swatch Group Ник Хайек сравнил с цунами эффект от роста курса франка для Швейцарии и главных драйверов ее экономики - экспорта и туризма.

Удорожание франка вызвало беспокойство швейцарских часовщиков, собравшихся на Международный салон высокого часового искусства (SIHH) - одну из крупнейших выставок элитных часов, которая стартовала вчера в Женеве. «Мы очень беспокоимся и ожидаем любых трудностей», - рассказал WSJ президент Федерации швейцарских часовых производителей Жан-Даниэль Паше. Дело в том, что не менее 60% их продукции (в стоимостном выражении) должно производиться внутри страны для поддержания бренда швейцарского качества. При этом 95% часов швейцарского производства экспортируется в другие страны еврозоны или на такие рынки, как Гонконг, где цены в долларах и евро зависят от курса франка. Если из-за роста курса франка швейцарские производители поднимут цены, их продукция станет менее привлекательной и спрос на нее уменьшится, напоминает WSJ.

Наиболее оптимистичный прогноз на 2015 г. дает Джон Кокс, аналитик Kepler Cheuvreu: экспорт часовой индустрии вырастет на 7%, в сегменте более дорогой продукции он может быть чуть больше - 8%. Однако большинство экспертов настроены более скептически. «Рост будет ниже 7%, поскольку ситуация в Гонконге по-прежнему под вопросом, а в Китае - вызывает обеспокоенность», - приводит FT слова аналитика Луки Солка из Exane BNP Paribas. Также неопределенной остается и ситуация на российском рынке, на который приходится 4% мирового потребления часов. Из-за падения курса рубля некоторые часовые бренды подняли цены на свою продукцию на 40% к концу прошлого года. По мнению Солка, это может привести к падению спроса на часы категории люкс на 5-10%.

Во время резкого роста стоимости франка в 2011 г. многие производители швейцарских часов могли защитить свою прибыль, повысив цены на продукцию. Однако аналитики, опрошенные WSJ, считают, что, если этот шаг будет предпринят снова, это не поможет полностью сгладить эффект от удорожания франка относительно евро. «Некоторые бренды, например Patek Philippe, могут повысить цены, потому что они востребованы, но это будет сложнее сделать более слабым брендам», - считает аналитик Bernstein Марио Оретелли.