IKEA сократила продажи в России из-за падения рубля

Показатели в евро снизились, а в рублях - замедлили рост на 4 процентных пункта
Максим Стулов/ Ведомости

Российская выручка крупнейшей в мире сети магазинов мебели и товаров для дома - шведской IKEA - сократилась в евро, валюте отчетности компании, следует из данных IKEA. Всего на российский рынок за 2014 финансовый год пришлось около 6% всех продаж шведского концерна, говорится в отчете IKEA. Компания не раскрыла оборота в России, но, исходя из приведенных данных, продажи российского подразделения составили 1,77 млрд евро за прошлый год. Год назад на Россию приходилось 7% продаж компании, или 1,953 млрд евро. Таким образом, выручка в валюте могла сократиться за год на 9,3%.

Финансовый год компании начался 1 сентября 2013 г. и закончился 31 августа 2014 г. Общая выручка IKEA на всех рынках выросла на 3% за 2014 г. и составила 28,7 млрд евро, сообщила компания. Рост продаж, очищенный от влияния валютного эффекта, составил 5,9%. За это время евро сильно укрепился, «поэтому вклад некоторых стран, чья валюта не евро, в финансовый результат был меньше, чем год назад», поясняет компания.

В рублях выручка IKEA в России выросла на 14%, сообщила российская пресс-служба компании, не раскрыв данные по объему продаж в рублях. Год назад гендиректор IKEA в России Вальтер Каднар говорил, что в 2013 г. выручка составила 76,4 млрд руб. (+18% год к году). Таким образом, рублевые продажи IKEA в 2014 г. составили около 87,1 млрд руб.

Несмотря на валютные колебания, Россия по-прежнему один из самых быстрорастущих рынков для IKEA.«В прошлом году мы росли почти на всех рынках, но самым быстрым был рост в Китае, России и Венгрии», - говорится в годовом отчете IKEA.

Россия - один из главных рынков по доле продаж для IKEA. Больше, чем в России, шведская компания продает только в Германии (14% продаж группы), США (12%) и Франции (8%).

В России компания собиралась удвоить продажи к 2020 г., говорил в начале 2014 г. Вальтер Каднар. «Рынок замедляется, но мы продолжаем расти на двузначные показатели. Думаю, [рост выручки в 2013-2014 гг. будет] ниже 20%, потому что мы по-прежнему не будем ускорять экспансию», - говорил он тогда.

Число посетителей в торговые центры «Мега», которыми управляет российское подразделение шведской компании, выросло примерно на 3% до 270 млн, следует из данных компании. «Это значит, что в среднем каждый россиянин приходит в наши торговые центры дважды в год», - радуются в IKEA.

В России работает 14 магазинов «Мега» и столько же магазинов мебели и товаров для дома. В прошлом году IKEA объявила масштабный план реконструкции и развития своих торговых центров. Шведская компания намерена возобновить строительство торговых центров «Мега» и IKEA, говорил гендиректор IKEA Shopping Centre Армин Микаэли осенью 2014 г. Первым может стать «Мега Мытищи», который, как надеется Микаэли, откроется в 2018 г. Мытищинский торговый центр может стать крупнейшим для IKEA в России: 220 000-230 000 кв. м, говорили представители компании. В повестке дня стоит также Воронеж, где IKEA может открыться в 2018 г., а «Мега» - на год-два позже. Всего сейчас IKEA готовилась купить семь участков в российских городах-миллионниках.

Общая выручка группы IKEA, включая арендный доход от российских торговых центров, выросла на 2,8% до 29,3 млрд евро за прошлый финансовый год. Чистая прибыль шведской компании осталась на уровне 2013 г. - 3,3 млрд евро в 2014 финансовом году. Показатель не вырос, в том числе из-за взноса IKEA 200 млн евро в программу поощрения сотрудников. Кроме того, с ростом числа участников другой бонусной программы IKEA для сотрудников компании пришлось зарезервировать дополнительные 98 млн евро. По плану развития IKEA к 2020 г. суммарная выручка группы должна вырасти до 50 млрд евро.