“Лента” увеличила выручку на 34,5% за 2014 год

Давление на доходы покупателей растет, предупредил ритейлер

Выручка российского ритейлера “Лента” выросла на 30,6% до 59,5 млрд руб. в IV квартале 2014 г., сообщила компания неаудированные данные за прошлый год. За весь 2014 год сеть увеличила выручку на 34,5% до 194 млрд руб.

Продажи в сопоставимых магазинах за прошедший квартал выросли на 7,6% при росте трафика на 1,9%. При этом в декабре сопоставимые продажи росли двузначными темпами, уточнила компания.

В конце прошлого года некоторые российские сети гипермаркетов оказались в наиболее сложном положении по сравнению с другими форматами торговли. Потребители из-за отсутствия роста доходов, разгона продовольственной инфляции и других причин начали предпочитать более компактные магазины.

Например, у сети гипермаркетов «О'кей» в последнем квартале прошлого года рост выручки замедлился до 5,1%, а выручка в сопоставимых магазинах упала на 5,1% из-за провала трафика на 6,2%. Гипермаркеты других крупных российских ритейлеров не продемонстрировали такой динамики, как «О'кей», но их показатели также отставали от магазинов "у дома" и дискаунтеров.

Например, рост выручки в подразделении гипермаркетов «Магнит» за IV квартал составил более 32%, трафика - 5%. У «Карусели», сети гипермаркетов X5 Retail Group продажи были в плюсе на 7%, хотя трафик - в минусе на 6,6%.

“Доходы покупателей сегодня находятся под возрастающим давлением”, - констатировал гендиректор “Ленты” Ян Дюннинг. Это затронуло продажи непродовольственных товаров: за год сопоставимые продажи сети выросли на 10,6%, сопоставимые продажи продовольственных товаров были выше - 12,1%.

Всего на конец 2014 г. в “Ленту” входило 108 гипермаркетов и 24 супермаркета, их общая торговая площадь выросла на 38,7% за год до 701 150 кв. м (компания ранее планировала рост на 30%). За год сеть “Ленты” выросла на 31 гипермаркет, хотя ранее в 2014 г. “Лента” обещала открыть не менее 24 новых гипермаркетов. Превышение планов произошло в том числе из-за покупки трех магазинов в Центральной России.

Основные акционеры “Ленты” - это TPG (38,5%), ЕБРР (16,6%), структура “ВТБ капитала” (7,9%). В начале прошлого года ритейлер успел провести IPO на Лондонской бирже до ухудшения внешнеполитической ситуации в связи с Украиной. Продающие акционеры во главе с TPG получили за 22% «Ленты» $952 млн.

Ритейлер обещал инвесторам заметный рост своего бизнеса. Один из организаторов IPO, “ВТБ капитал”, писал, что ритейлер может открывать по 25 гипермаркетов и по 22 супермаркета в год; в 2014-2018 гг. это даст среднегодовой прирост торговых площадей на 21%, выручки - на 27%, EBITDA - на 23% при ее рентабельности в 10%.

У “Ленты” обширная программа развития на ближайшие годы, подтвердил сегодня Дюннинг. Но ритейлер собирается “внимательно следить за рынком и открывать новые магазины в таком количестве, чтобы обеспечить высокий темп окупаемости инвестиций в сочетании с финансовой устойчивостью бизнеса в целом”. “...Мы сохраняем планы по удвоению торговой площади

«Ленты» в течение трех лет до декабря 2016 г.», - добавил он.

При этом по EBITDA маржа “Ленты” может превзойти ожидания рынка, предупредил ритейлер. “Основываясь на неаудированной отчетности, мы ожидаем маржу по скорректированной EBITDA выше текущего консенсуса аналитиков”, - приводятся в сообщении “Ленты” слова Дюннинга.