«Трансмашхолдинг» остался без заказов

Предприятия «Трансмашхолдинга» могут сократить около 20% сотрудников из-за снижения заказов со стороны РЖД
Денис Абрамов/ Ведомости

Крупнейший производитель пассажирских вагонов в России - Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ, принадлежит «Трансмашхолдингу») с 9 февраля приостановит производство и намерен в ближайшие месяцы сократить 20% персонала (2000 человек), сообщил «Интерфакс» и подтвердил «Ведомостям» источник, близкий к заводу. Причина - сокращение объема заказов со стороны совладельца ТМХ - РЖД (основной клиент завода - «дочка» монополии Федеральная пассажирская компания, ФПК), отмечает собеседник. По его словам, на 2015 г. есть договор только на производство 25 вагонов (2% от мощности ТВЗ).

Год назад ТВЗ, также из-за снижения объема закупок со стороны ФПК, уже проводил сокращения - уволил 8% сотрудников. Но тогда увольнения коснулись руководящих должностей. ТВЗ тогда ожидал, что поставит ФПК 213 вагонов, «что в разы меньше объемов 2012 и 2013 гг.». В конце 2013 г. ФПК сообщала, что в 2014 г. купит 295 новых вагонов. О планах по закупкам вагонов у ТВЗ в 2015 г. ФПК не сообщает.

Всего в ТМХ входит 17 предприятий, из них 10 производят вагоны и локомотивы. Сейчас все предприятия ТМХ либо полностью остановлены, либо частично простаивают, говорит источник, близкий к холдингу. По словам источника в ТМХ, в планах машиностроительного холдинга сократить 18% сотрудников (9000 человек). Частично перешел на неполную рабочую неделю с 1 февраля центральный офис ТМХ - речь идет о 400 сотрудниках. Представитель ТМХ от комментариев отказался.

РЖД в этом году намерена закупить на 30% меньше локомотивов, чем в 2014 г., но с 2016 г. монополия планирует наращивать закупки (см. график). Она планировала профинансировать закупки локомотивов за счет средств фонда национального благосостояния, но деньги компании еще не выделены.

Сокращает персонал и крупнейший производитель вагонов - «Уралвагонзавод» (УВЗ). Недавно входящий в машиностроительный холдинг Челябинский тракторный завод сообщил о сокращении 5000 сотрудников. Но часть из них УВЗ планирует перевести на работу на другие предприятия, таким образом, реально уволены будут лишь 1500 человек. Сокращений на основной площадке УВЗ в Нижнем Тагиле не будет, говорит представитель холдинга. Не планирует сокращать сотрудников и Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ, входит в Объединенную вагоностроительную компанию Александра Несиса), сообщил представитель предприятия.

Производители грузовых вагонов УВЗ и ТВСЗ почти всю продукцию продают «дочкам» - это частично позволяет нивелировать падение спроса, у производителей пассажирских вагонов такой возможности нет: в сфере пассажирских перевозок и оперирования локомотивами конкуренции нет, там работает только РЖД, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.