Статья опубликована в № 3775 от 19.02.2015 под заголовком: Кризисная экономия

Розничная торговля вошла в кризис

Потребление сократилось впервые с 2009 г. Население, ощутив инфляцию и сокращение доходов, стало экономить
Е. Егоров / Ведомости

Оборот розничной торговли в России в январе сократился на 4,4% по сравнению с январем 2014 г. до 2 трлн руб., сообщил Росстат. Спад произошел впервые с кризисного 2009 года и оказался глубже прогнозов: консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал снижение на 1,4%, Reuters - на 2,1%.

Продажи продуктов питания и табачных изделий снизились на 5,5%, непродовольственных товаров - на 3,5%. Продажи свежих овощей и фруктов по сравнению с январем 2014 г. упали на 42 и 33,1% соответственно, молока и молочных продуктов - на 9,8%, в том числе сыров - более чем на 25%, мяса - на 22,3%, рыбы - на 46%.

Основные причины такой динамики - снижение реальных доходов населения и повышение цен, говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. Потребители осознали влияние кризиса и инфляции и оптимизируют расходы, согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

В январе реальные денежные доходы населения упали на 0,8%, зарплата снизилась в годовом исчислении на 8%, напоминают аналитики ING. А инфляция по итогам января разогналась до 3,9% - это максимум с февраля 1999 г. В годовом выражении инфляция выросла до 15%, также достигнув максимального значения с сентября 2008 г. и сравнявшись с ключевой ставкой. К 16 февраля инфляция обогнала ставку - 15,8%.

Нет массовых увольнений, которые оказывали бы дополнительное давление на доходы, замечает Наталия Орлова из Альфа-банка: динамика оборота розничной торговли, безусловно, следствие высокой инфляции и, соответственно, снижения доходов и зарплат. Спрос на непродовольственные и некоторые продовольственные товары стремительно рос в декабре 2014 г., когда из-за девальвации население в ажиотаже скупало промтовары или запасалось продовольствием, отмечает Колупаева: в январе мог быть использован этот запас. По всей видимости, снижение розничного товарооборота обеспечили небольшие региональные сети и несетевая торговля, рассуждает она: «С начала года периодически появляются сообщения о том, что тот или иной региональный розничный игрок прекращает деятельность или сокращает сеть». Небольшие ритейлеры и раньше проигрывали крупной федеральной рознице по эффективности бизнеса. У крупных игроков на рынке больше возможностей конкурировать по цене благодаря меньшим издержкам, говорит Колупаева.

Ранее четвертый по обороту ритейлер «Дикси» сообщил о росте выручки в январе на 30,7%. Крупнейший ритейлер «Магнит» заявлял, что динамика его январских продаж была похожей на декабрь (тогда выручка подскочила на 37% год к году). Многие ритейлеры ожидают, что наиболее негативным по динамике может быть III квартал этого года, говорит Колупаева: «Преимущественно скажется эффект высокой базы прошлого года».

В непродовольственной рознице игроки менее оптимистичны. Например, крупный производитель спортивных товаров Puma на прошлой неделе заявлял, что его продажи в России росли до первой недели января. «Но они пошли вниз после Рождества. Это было весьма драматично», - говорил исполнительный директор Puma Бьорн Гульден. В торговле непродовольственными товарами в отличие от продуктовой розницы сокращение сетей коснулось уже и федеральных игроков. Например, петербургская «Корпорация СБР», развивающая сеть супермаркетов DIY «Метрика», в течение 2015 г. закроет 15 магазинов в Приволжском и Центральном федеральных округах. Финский ритейлер Stockmann закроет до конца 2016 г. три убыточных универмага «Стокманн» в Москве.

Спад розницы продолжится, ожидают экономисты. Минэкономразвития прогнозирует снижение оборота розничной торговли на 8,2% по итогам года, а доходов населения - на 6,3%. Потребительский спрос в последние годы был основным драйвером экономического роста, напоминает Тихомиров: сокращение оборота розничной торговли лишь усилит экономический спад.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать