Статья опубликована в № 3800 от 30.03.2015 под заголовком: 100 миллиардов – и полетели

ОАК получит от государства 100 млрд рублей на гражданские цели

Иначе программу «Сухой Суперджет 100» придется сворачивать

  • Мария Киселева
100 млрд руб. – цена политического решения восстановить гражданское авиастроение в России
С. Портер / Ведомости

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) будет докапитализирована из бюджета на 100 млрд руб., заявил в пятницу президент России Владимир Путин на встрече с интернет-предпринимателями. «Мы вчера только об этом говорили: по сути, приняли решение вчера опять докапитализировать нашу гражданскую составляющую по авиации, ОАК наш, еще на 100 млрд руб.», – сказал президент (цитата по стенограмме на kremlin.ru).

Представитель ОАК уточнил: решение о докапитализации на 100 млрд руб. было принято на совещании у Путина. «Средства пойдут на стабилизацию финансового состояния и развитие программ гражданского самолетостроения», – сказал он. Среди задач, на которые могут потребоваться средства, участники совещания называли снижение значительной кредитной нагрузки, образовавшейся в прежние годы в связи с программой «Сухой Суперджет 100» (SSJ100), рассказал источник в ОАК. В последние месяцы ставки по кредитам еще выросли, указывает источник. А кредитная нагрузка увеличивает себестоимость продукции и нужны меры, чтобы выйти из этого порочного круга, объясняет он: это особенно критично на стадии завоевания рынка, когда новый продукт продается дешевле.

Не капиталом единым

Сейчас обсуждаются новые меры для облегчения старта операционного лизинга, говорит сотрудник ОАК. В прошлую субботу на сайте правительства было опубликовано постановление, по которому льготы для российских лизинговых компаний теперь будут распространяться на операционный, а не только на финансовый лизинг отечественных самолетов (финансовый лизинг в отличие от операционного предполагает, что самолет переходит в собственность перевозчика).

Чистый долг ОАК на конец июня 2014 г. составлял 165,8 млрд руб., в 20 раз превышая EBITDA; чистый долг «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС, входит в ОАК) – $2,64 млрд (88,65 млрд руб. по курсу ЦБ на день отчетности). Краткосрочные обязательства группы превышали ее оборотные активы на $481,3 млн, а чистые активы были отрицательными (минус $555,824 млн). Сложное финансовое положение компании усугубляется тем, что повышенные процентные ставки по кредитам не позволяют рефинансировать краткосрочный долг, указывает аналитик ВТБ Елена Сахнова. А без рефинансирования компания может просто не справиться с обслуживанием долга – у государства нет иного выхода, кроме как выделить деньги, разводит она руками. Госпомощь ОАК и проекту SSJ100 – вопрос развития всей авиаотрасли в России, добавляет аналитик RMG Андрей Третельников. Отдача госвложений будет не скорой, но, если есть политическое решение восстановить российское авиастроение, значит, работы над усовершенствованием SSJ100, над созданием МС-21 нужно продолжать, резюмирует он.

На 1 января 2014 г. 75% акций ГСС принадлежало ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (контролируется ОАК), а 25% – World’s Wing S.A. (входит в итальянский концерн Finmeccanica). Но на прошлой неделе ГСС сообщила, что «Сухой» увеличил долю в ней до 94,47%. Решение о допэмиссии акций на 36,5 млрд руб. в пользу «Сухого» акционеры ГСС приняли еще летом 2014 г. Итальянцы не были готовы участвовать в докапитализации, но в итоге подписали соглашение о сохранении совместного участия в проекте, а в июне 2014 г. заключили с «Сухим» акционерное соглашение, по которому итальянская сторона должна внести в уставный капитал ГСС не менее $390 млн до 31 декабря 2017 г. (об этом сообщал ТАСС со ссылкой на материалы ОАК, касающиеся кредитной линии Сбербанка на $600 млн). Обязательство ГСС обеспечить поступление этого взноса – один из ковенантов по кредиту Сбербанка.

Докапитализация жизненно важна для ОАК. Из ее отчетности следует, что на 31 декабря 2013 г., 2012 г. и 2011 г. чистые активы группы были меньше уставного капитала. До 30 июня 2013 г. акционеры компании должны были либо одобрить уменьшение уставного капитала до размера чистых активов, чтобы капитал соответствовал минимальным требованиям, либо ликвидировать группу, говорится в отчетности. Но тогда они не стали уменьшать уставный капитал, мотивируя это тем, что ожидается докапитализация со стороны основного акционера. «В качестве санкции за невыполнение требований законодательства по уменьшению уставного капитала предусмотрена возможность досрочного заявления требований кредиторами общества и даже принудительная ликвидация компании», – напоминает руководитель практики Art de Lex Артур Зурабян.

По словам представителя ОАК, корпорация уже начала разрабатывать совместно с профильными ведомствами механизм докапитализации. Представитель Минпромторга отказался от комментариев, так же поступили представители вице-премьеров Дмитрия Рогозина и Аркадия Дворковича. Пресс-служба Минфина не ответила на запрос.