Железная руда подешевела до минимума за 10 лет

Но российским компаниям банкротство и убытки не грозят
Основная причина такой дешевизны – снижение производства стали в Китае/ Bloomberg

Вчера стоимость железной руды опустилась ниже психологически важной отметки в $50 за тонну. По данным Metal Bulletin, за тонну сырья в китайском порту Циндао давали всего $49,5 – так дешево железная руда не стоила последние 10 лет (см. график). А аналитики Raiffeisenbank пишут, что в краткосрочной перспективе цена может дойти и до $40 за тонну.

Сегодня с учетом инфляции железная руда стоит на 28% дешевле, чем в 2005 г., подсчитал аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Но российские компании не сильно пострадают от снижения цен на железную руду, считает он.

С учетом девальвации российские компании будут и дальше показывать хорошую рентабельность по EBITDA, уверен аналитик БКС Кирилл Чуйко. У НЛМК по итогам года маржинальность по EBITDA составила 23%, у «Северстали» – 27,3%, у «Металлоинвеста» – 30,8%, у Evraz – 17,8%.

Основная причина такой дешевизны – снижение производства стали в Китае, объясняет вице-президент российского Moody’s Денис Перевезенцев. КНР произвела в январе – феврале нынешнего года на 1,5% меньше стали, чем в те же два месяца прошлого. Кроме того, произошло обесценение местных валют в странах, где добывают железную руду, продолжает Перевезенцев: в 2014 г. на 8% девальвировался австралийский доллар и на 10% бразильский реал. Это снизило затраты ключевых горнорудных компаний на добычу руды и сделало маржинально прибыльной ее продажу даже при более низких ценах, отмечает эксперт. А крупнейшие компании Rio Tinto и BHP Billiton даже нарастили производство, чтобы не потерять долю рынка при перепроизводстве железной руды.

С ним солидарен аналитик UBS Николай Сосновский: большая часть производства железной руды в России приходится на «Металлоинвест», НЛМК, Evraz, «Мечел» и «Северсталь», большинство из них используют железную руду и концентрат в собственных производствах и не поставляют продукцию первого передела на внешние рынки.

Например, «Металлоинвест» производит 38,7 млн т железной руды в год, продает ее в основном в России, получает от этого 35% выручки, или $2,2 млрд (по данным за 2014 г.). Себестоимость производства компания не раскрывает, и как отразится на ней понижение цен – ее представитель говорить отказался.

Основное предприятие по производству железной руды у НЛМК – Стойленский ГОК, себестоимость производства тонны руды там составляет $12, еще $4 на тонну компания тратит, чтобы доставить руду на предприятия НЛМК в Липецк, говорится в презентации компании. Представитель НЛМК отмечает, что компания уже пересмотрела инвестиции в проект расширения мощности Стойленского ГОКа – они сократятся до $120 млн, произошло это в том числе из-за продолжающегося снижения цен на железорудное сырье.

«Северсталь» не планирует принципиальных изменений в уже объявленной стратегии в связи с изменением цен на руду, говорит представитель компании. Общая себестоимость производства железной руды на принадлежащем «Северстали» предприятии «Карельский окатыш» в 2014 г. составила $26 за тонну, указано в презентации годового отчета компании.

Компания «Мечел» произвела за девять месяцев прошлого года 4,2 млн т железной руды, во сколько обходится ее добыча – в отчете не упоминается, представитель компании комментировать ситуацию с мировыми ценами отказался.

Представитель Evraz не ответил на вопросы «Ведомостей».

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) закупает большую часть железной руды в Казахстане за валюту, на бизнес ММК снижение мировых цен оказывает положительный эффект. Это уже позволило ММК снизить себестоимость сляба в 2014 г. на 19,8% по сравнению с 2013 г. до $303 за тонну, говорит представитель компании.

Возможно, в тяжелом положении окажется железорудная «дочка» компании Petropavlovsk – IRC, которая добывает в год около 1 млн т железной руды на Дальнем Востоке, предполагает Сосновский. Из презентации IRC следует, что операционные расходы на ее месторождении Гаринское составляют примерно $43 за тонну, а на месторождении Куранах – выше $60. Связаться с представителем IRC не удалось.

Чуйко не видит фундаментальных причин для увеличения стоимости руды в долгосрочной перспективе – мировой спрос на нее будет только падать. Экономика пережила очередной суперцикл, и в ближайшие 20–30 лет железная руда будет дешевой.

Быстрее всего уйдут с рынка производители с высокой себестоимостью и низкой маржей, констатирует Халиков.

Таковы прежде всего китайские производители, подхватывает Перевезенцев: их издержки оцениваются в районе $90–100 за тонну. За ними следуют производители, которым не удастся снизить издержки до текущих цен, в том числе вследствие того, что их локальные валюты в меньшей степени обесценились, чем валюты стран-конкуренток, заключает вице-президент российского Moody’s.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)