ГТЛК просит 3,5 млрд рублей на лизинг пассажирских вагонов

Компания собирается заняться новым бизнесом, чтобы обновить парк «Крымской железной дороги»
«Крымская железная дорога» пока в собственности Крыма, но в 2015 г. должна быть передана РЖД/ Д.Абрамов/ Ведомости

В середине марта премьер Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу и Минтрансу представить до 30 апреля предложения о выделении 3,5 млрд руб. из антикризисного фонда правительства на лизинг пассажирских вагонов, который сейчас нераспространен, следует из протокола совещания. Правда, какой компании достанутся субсидии – в документе не указывается.

Но претендент уже появился. ГТЛК рассчитывает выйти в новый сегмент – лизинг пассажирских вагонов. Для этого компания просит у Минтранса выдать ей из бюджета 3,5 млрд руб. – на лизинг пассажирских вагонов, следует из письма гендиректора ГТЛК Сергея Храмагина заместителю министра транспорта Алексею Цыденову от 2 апреля (есть у «Ведомостей»). Сейчас ГТЛК не занимается лизингом пассажирских вагонов, но является крупным лизингодателем грузовых вагонов. На них приходится 66% от всего портфеля (90,6 млрд руб.) на конец сентября 2012 г., говорится в материалах компании.

ГТЛК предлагает сдавать в лизинг вагоны на 15 лет без первого взноса по ставке ниже ставки рефинансирования ЦБ – 7,9%. Ставка будет снижена за счет субсидий из бюджета, поясняет представитель ГТЛК. Средняя ставка на 30 июня 2014 г. по коммерческому лизингу – 15,3% в рублях и 8,7% в долларах, говорится в отчетности ГТЛК по МСФО. Храмагин указывает, что программа льготного лизинга пассажирских вагонов обсуждалась на совещании у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова 17 февраля. Представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил. ГТЛК предлагает внести поправки в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 г.», которые предусматривали бы выделение 3,5 млрд руб. на докапитализацию лизинговой компании. Это позволит обновить парк «Крымской железной дороги» (КЖД, пока в собственности Крыма, но в 2015 г. должна быть передана РЖД). По данным ГТЛК, парк пассажирских вагонов КЖД состоит из 546 вагонов, из которых только 300 могут быть допущены к эксплуатации в 2015 г. Часть вагонов для КЖД в лизинг могла бы взять Федеральная пассажирская компания (ФПК, принадлежит РЖД), говорит представитель лизинговой компании. Речь идет о 37 двухэтажных пассажирских вагонах и 46 плацкартных вагонах производства Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), следует из материалов ГТЛК. Согласна ли ФПК покупать вагоны в лизинг – не понятно. Представитель ФПК на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Государственная транспортная лизинговая компания

Акционер – Pосимущество (100%). Выручка (МСФО, 9 месяцев 2014 г.) – 6 млрд руб. Чистая прибыль – 488,9 млн руб.

Другой вариант – принять поправки в постановление о субсидировании ставок лизинговым компаниям на покупку инновационных вагонов и включить в список вагонов пассажирские, говорит представитель ГТЛК. В бюджете на этот год на субсидии заложено 2,3 млрд руб.

Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров удивляется: зачем нужно давать субсидию ГТЛК, когда можно субсидировать ФПК и КЖД напрямую.

ФПК уже второй год сокращает заказы на ТВЗ: в прошлом году компания купила 213 вагонов, хотя планировала 295. В этом году контракты подписаны лишь на 25 вагонов, рассказывал в феврале «Интерфаксу» представитель завода. Более того, в феврале завод планировал приостановить выпуск вагонов. Мощность предприятия – 1200 вагонов в год.