Минприроды объявило условия доступа к нефтегазовым месторождениям на шельфе

Разрабатывать их смогут российские компании с опытом работы и финансовыми ресурсами
Разрабатывать шельфовые месторождения смогут только российские компании/ MIKHAIL MORDASOV/ AFP

Главными условиями доступа к освоению шельфа могут стать российское участие (или подконтрольность российским резидентам), наличие опыта морских работ и возможность финансового обеспечения проектов, заявил «Интерфаксу» заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов. Сейчас недропользователями на шельфе могут быть компании с госдолей более 50% и опытом работы на российском шельфе более пяти лет, т. е. «Роснефть» и «Газпром». Теперь будет достаточно опыта и на зарубежном шельфе, пояснил источник, близкий к Минприроды.

Возможности частных компаний для роста в России ограничены, а шельф, особенно для «Лукойла», стал бы хорошей перспективой, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Опыт и финансовые возможности у компании есть.

Предлагается выдавать лицензии на геологоразведку двух видов – на геологическую сейсмику (ее можно будет потом продать) и на геологоразведку с бурением скважин, рассказал Храмов. Последняя дает недропользователю гарантию на получение разрешения на добычу. Сейчас срок геолого-разведочных работ на шельфе – 10 лет. Это условие останется, говорит близкий к Минприроды человек: «Цель – отойти от выдачи сквозных лицензий, в результате такой системы сложилась ситуация, когда между «Газпромом» и «Роснефтью» распределено около 80% лицензионных участков».

Тема расширения списка участников возникала неоднократно. Новый виток дискуссии в первую очередь связан с необходимостью сохранить темпы изучения и освоения шельфа, говорил в марте министр природных ресурсов Сергей Донской. Дискуссия активизировалась в том числе в связи со сложившейся в экономике ситуацией, говорил министр энергетики Александр Новак: «Инициатором был «Лукойл». Оба министерства, а также вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий вопросы недропользования, поддерживают предложение компании о либерализации доступа к шельфовым месторождениям. Такая же позиция у Минэкономразвития и ФАС, сказали вчера их представители. По словам представителя Минэкономразвития, расширение списка компаний на шельфе должно предусматривать их участие в локализации на территории России производства необходимого оборудования и технологий, а также участие в подготовке на базе российских университетов соответствующих кадров. До 1 мая правительство должно разработать критерии допуска на шельф.

Ресурсы Арктики

Минприроды оценивает ресурсный потенциал российской части Арктики в 260 млрд т условного топлива, сообщил заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов: «Есть еще гигантский неразведанный потенциал» («Интерфакс»).

Другие претенденты – «Газпром нефть» и «Зарубежнефть». «Газпром нефть» де-факто уже является игроком на шельфе, представляя интересы «Газпрома» на шельфе в части добычи нефти, отмечает Корнилов. У нее пять проектов на шельфе в Арктике, лицензиями владеют ее «дочки» – «Газпромнефть-Сахалин» и «Газпром нефть шельф». «Арктика остается для нашей компании стратегическим регионом присутствия», – говорил гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков. «Сургутнефтегаз» может претендовать на получение доступа к шельфу, сказал недавно Хлопонин. Правда, у компании в отличие, например, от «Зарубежнефти» нет опыта работы на шельфе. Представители «Сургутнефтегаза» и «Зарубежнефти» отказались от комментариев, «Газпрома» и «Роснефти» не ответили на запросы.

На стадии геологоразведки может быть привлечена Росгеология, говорит источник «Ведомостей». У предприятий компании есть опыт работ в транзитных зонах арктических морей и она заинтересована в работах на шельфе, сказал ее представитель: «Для нас важно иметь возможность привлекать дополнительные финансовые средства для проведения геолого-разведочных работ на шельфе через недропользователей, заинтересованных в результатах геологоразведки, например, через механизм государственно-частного партнерства».

Но добыча на шельфе – это вопрос отдаленной перспективы, говорит аналитик UBS Константин Черепанов. «Пока нужно решить, как работать на шельфе в условиях наложенных технологических санкций», – поясняет он. Сейчас концептуально важно одобрить доступ независимых компаний к шельфу, полагает Корнилов. Из-за санкций «Газпрому» и «Роснефти» придется поделиться лицензиями, считает он. «Роснефть» уже попросила перенести на 1,5–2 года сроки работ на 12 участках.