Фонд «Турпомощи» может сократиться по сравнению с прошлым годом

Но в этом году не ожидается громких банкротств и денег должно хватить
Денег на эвакуацию туристов, застрявших за границей из-за финансовых проблем туркомпаний, в этом году, возможно, станет вдвое меньше/ Е.Разумный/ Ведомости

Членов «Турпомощи», некоммерческой организации операторов выездного туризма, может стать более чем на 1000 меньше – 730–750 вместо 1800, сообщил заместитель гендиректора «Турпомощи» Александр Осауленко.

«Турпомощь» была создана в 2012 г. для экстренной помощи туристам, чей туроператор объявляет о несостоятельности. Это произошло после банкротства «Ланта-тур вояжа», когда пострадало около 3000 человек. Членами «Турпомощи» обязаны быть все операторы выездного туризма, и до 15 апреля 2015 г., т. е. до вчерашнего дня, они должны были уплатить взносы в размере 0,1% от оборота (но не менее 100 000 руб.) в компенсационный фонд. Не заплатившие исключаются из «Турпомощи», а Ростуризм автоматически вычеркивает их из федерального реестра туроператоров.

На заседании наблюдательного совета «Турпомощи» 10 апреля руководитель Ростуризма Олег Сафонов заявил, что отсрочек, как это было в прошлые годы, не будет и неплательщиков исключат из ассоциации сразу после 15 апреля.

Не все неплательщики – злостные нарушители: у кого-то финансовые гарантии заканчиваются после мая и они не видят беды в том, чтобы платить взносы в «Турпомощь» позже, сетовал на заседании вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, а ведь если у неплательщиков возникнут проблемы, «Турпомощь» не сможет помочь их туристам.

Наполнить фонд «Турпомощи»

Поправки предполагают, что минимальные 100 000 руб. в фонд «Турпомощи» платят туроператоры, отправившие за рубеж не более 100 000 туристов и новые компании; 300 000 руб. – отправившие от 100 000 до 500 000; 500 000 руб. – свыше 0,5 млн туристов. Обсуждается вариант уплаты в фонд 3–5% оборота туроператоров, знает Горин. Какая из норм будет в законе после второго чтения, не ясно. В поправках учтены предложения бизнеса и регуляторов, замечает депутат Михаил Емельянов. Рассмотрение поправок намечено на май, знает чиновник Ростуризма.

По словам Осауленко, сокращение количества членов «Турпомощи» связано с ухудшением экономической ситуации в стране. На рассмотрении в Госдуме находятся поправки в закон о туристической деятельности, которые могут увеличить нагрузку на операторов, – это также сказывается на их уходе с рынка, рассуждает Осауленко. Часть компаний переориентируется на внутренний рынок, а некоторые туроператоры затягивали выплату в фонд «Турпомощи» из-за отсутствия ясности с поправками в закон (см. врез), перечисляет он, но за последние сутки около 200 операторов подали заявку на продление членства.

По итогам 2014 г. в фонде оставалось около 90 млн руб., новые взносы увеличат фонд еще на 70–75 млн руб., предполагает Осауленко. А с учетом средств на депозитах и новых туроператоров общий бюджет, рассчитывают в «Турпомощи», достигнет 200 млн руб.

В 2014 г. в фонде было 390 млн руб., знает гендиректор холдинга «Вип-сервис» и вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Но многочисленные проблемы крупных операторов – «Лабиринта», «Невы», «Южного Креста» – практически опустошили фонд. По данным Горина, в прошлом году «Турпомощь» вывезла около 58 000 клиентов.

Уменьшение фонда «Турпомощи» не вызывает у экспертов беспокойства. Прошлогодняя ситуация не повторится, уверена представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина: туроператоры боятся уголовных дел и не будет такого колоссального потока людей за границу.

В этом году не ожидается таких банкротств, соглашается Горин, многие уходят с рынка тихо, так что денег должно хватить.

В прошлом году вступило в силу постановление правительства, обязывающее туроператоров выдавать клиентам обратные билеты, напоминает Тюрина: если есть билеты, то перевозчики обязаны вывозить. «Турпомощь» может понадобиться, если туроператор объявил о приостановке работы до обратной даты вылета и отельеры выселяют туристов. Скандалы прошлого года были связаны в том числе и с тем, что люди не знали, что у них нет обратных билетов, – им выдавали маршрутные квитанции, заключает Тюрина.