РЖД может взять в управление полувагоны ФГК уже в мае

Арендовать их монополия готова по ставке почти в 1,5 раза выше рыночной
Вагоны могут перейти к РЖД уже с 1 мая/ А.Гордеев/ Ведомости

Как стало известно «Ведомостям», РЖД снова может получить вагоны грузовой «дочки» – Федеральной грузовой компании (ФГК). Структура РЖД – Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) станет агентом ФГК: она арендует полувагоны грузовой компании по ставке 629 руб./сутки и будет заключать договоры с клиентами. Об этом рассказали два источника, близких к обеим компаниям. По словам одного из них, вагоны могут перейти к РЖД уже с 1 мая. Представитель ФГК от комментариев отказался. Представитель РЖД заявил, что не будет комментировать итерации с парком ФГК.

У ФГК 123 000 полувагонов, это 75% от всего парка. Полувагоны приносят компании основную выручку. План на 2015 г. – 83%, следует из бизнес-плана ФГК на 2015–2017 гг. (копия документа есть у «Ведомостей»).

Ставка 629 руб. за полувагон заложена в бизнес-плане ФГК на 2015–2017 гг. Такая ставка на 31,1% больше, чем в 2014 г. (477 руб./сутки за вагон). Ставка 629 руб./сутки нерыночная, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сейчас операторы, которые управляют полувагонами, зарабатывают 400–450 руб./сутки, отмечает он. Представитель Минэкономразвития опасается, что РЖД может получить убыток, привлекая вагоны ФГК по ставке выше рынка. Непонятно, как ЦФТО будет привлекать клиентов по такой ставке, говорит представитель министерства. Представитель Минтранса на вопросы не ответил.

Крупнейших клиентов в 2014 г. ФГК еще не раскрывала. Но в 2013 г. 25% ее погрузки обеспечили угольные компании, в том числе СУЭК и «Мечел». Возможность заключения договора с ЦФТО обсуждалась, но стоимость перевозки в связи с этим не изменится – она будет соответствовать условиям контракта, действующего до 2018 г., рассказывает источник, близкий к СУЭК.

Федеральная грузовая компания

Железнодорожный оператор
Акционер – РЖД. Выручка (РСБУ, 2014 г.) – 49,8 млрд руб. Чистый убыток – 3,6 млрд руб.

В начале прошлого года ФГК уже передавала вагоны материнской компании. Но тогда монополия управляла только порожними рейсами, договоры с клиентами подписывала ФГК. Эта схема просуществовала только до 1 января 2015 г. Несмотря на то что число непроизводительных порожних рейсов с марта по ноябрь 2014 г. сократилось на 77% до 893 в месяц, а оборот вагона сократился на 22% до 15,1 суток, расходы ФГК на порожние рейсы выросли на 8% до 1,6 млрд руб., говорится в материалах компании. В 2012 г. ФГК сдавала вагоны РЖД по ставке 1003 руб./сутки.

Видимо, с помощью новой схемы РЖД хочет вывести «дочку» в прибыль, допускает Бурмистров, ведь ее убытки влияют на результат материнской компании. РЖД кроме этого сможет управлять полувагонами ФГК как инвентарным парком, что даст компании дополнительную прибыль. Благодаря росту ставок на полувагоны ФГК планирует в 2015 г. увеличить выручку на 7% до 53,1 млрд руб., но прибыльной не станет – получит убыток в 2 млрд руб. В плюс она планирует выйти в 2016 г. (3,3 млрд руб.), план на 2017 г. – 5,6 млрд руб. Выручка в 2016 г. должна вырасти на 12% до 59,7 млрд руб., в 2017 г. – на 14% до 68,6 млрд руб.