Розничные сети не смогут ограничивать поставщиков

Введение моратория на повышение цен от поставщика – это недобросовестная практика, решила отраслевая комиссия
Ритейл не сможет вводить моратории на повышение цен от поставщика/ М.Стулов/ Ведомости

Весной 2014 г. крупнейшие розничные сети и их поставщики договорились, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение, обязующее их следовать кодексу добросовестных практик (КДП). Кодекс, под которым подписались Ассоциация компаний розничной торговли (в нее входят «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан», Metro, «Дикси», «Лента», «О’кей» и др.) и ассоциации их крупнейших поставщиков, был призван отрегулировать отрасль и отношения поставщиков и сетей.

С тех пор комиссия по применению кодекса вынесла несколько решений. Одно из наиболее заметных для торговли - это сокращение сроков рассмотрения запросов поставщиков о повышении цен с 45 до 14 дней. На такой шаг сети и поставщики пошли в конце 2014 г. после резкой девальвации рубля, разгона инфляции и скачка ключевой ставки Центробанка России.

Сейчас поставщикам продукции и ритейлерам, похоже, удалось добиться еще одного важного решения. На последнем заседании комиссии по применению кодекса члены комиссии, среди которых представители Ассоциации компаний розничной торговли, отраслевых объединений «Союзмолоко», «Руспродсоюз», PepsiCo, Торгово-промышленной палаты и др., решили: включение в договор поставки пунктов, «ограничивающих возможности или вводящих ограничения или моратории для поставщика или торговой сети направлять контрагенту предложения по изменению условий договора», противоречит кодексу. Соответствующее решение содержится в протоколе заседания комиссии от 24 апреля (копия черновика решения есть у «Ведомостей», документ подтвердили два члена комиссии).

Сейчас ряд ритейлеров вводит моратории на предложения изменить отпускные цены, утверждает гендиректор компании «Молочный мир» Андрей Жилкин. «Такие моратории вызвали многочисленные конфликты между контрагентами в период девальвации рубля», - поясняет он.

Такая практика недобросовестна, так как подразумевает вмешательство в коммерческую деятельность контрагентов и конкурентов, говорится в материалах комиссии.

Кроме того, если ритейлер или поставщик «недостаточно эффективно управляет рисками» и «перекладывает собственные предпринимательские риски на контрагента», часто меняя условия договора, это также противоречит кодексу, считает комиссия: КДП предполагает «предсказуемость для контрагента определения торговых условий в договорах».

Это обязательное предписание для всех торговых сетей, которые присоединились к кодексу добросовестных практик, говорит директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. «И они будут должны скорректировать договоры поставки, исходя из последнего решения комиссии», - считает Востриков.

Подобные проблемы больше свойственны небольшим региональным сетям, но есть прецеденты и в крупной рознице, говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Решение комиссии основывалось прежде всего на том, что такая практика сетей хотя и не нарушает напрямую закон о торговле, но по сути ограничивает конкуренцию, рассуждает он: «Неясно, почему поставщик не может обращаться в сети с предложением изменить цену».

Ограничения по частоте заявок от поставщика применяют немногие ритейлеры, но среди них есть и крупные игроки с большим количеством поставщиков, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

На розничной цене в среднем на рынке решение комиссии сказаться не должно, говорит Бурмистров: «Все-таки большая часть сетей такую практику не использует, а инфляция начала замедляться».

По словам двух представителей компаний-производителей, ограничения по частоте запросов изменения цен наиболее распространены в деловой практике третьего и пятого по обороту продовольственных ритейлеров в России - «Ашан» и Metro Cash&Carry соответственно.

Пресс-служба российского «Ашана» во вторник вечером не смогла ответить на вопросы по решениям комиссии. По словам Оксаны Токаревой из российского подразделения Metro Cash&Carry, компания не ограничивает своих поставщиков по частоте запросов на изменение цены.

Рисков, что поставщики решат пересматривать цены слишком часто, нет, считает Востриков. «Если цена на товар постоянно растет, то резко падают продажи, в чем ни торговые сети, ни поставщики не заинтересованы», - рассуждает он. Кроме того, как решила комиссия, если поставщик просит пересмотреть цены несколько раз в течение 45 дней после отправки первого уведомления, то ритейлер рассматривает только последнее, добавляет Востриков.