Российские компании рассчитывают получить доступ к китайскому финансированию

Благодаря подписанным в пятницу соглашениям с китайскими корпорациями, ведомствами и банками
Д.Абрамов/ Ведомости

Среди крупнейших подписанных документов, касающихся энергетической и сырьевой сферы, соглашение «Газпрома» и CNPC об основных условиях поставок газа из России в Китай по западному маршруту (см. статью на стр. 12), соглашение Polyus Gold с China National Gold о развитии проектов на начальной стадии. «Россети» договорились с Государственной электросетевой компанией (ГЭК) Китая о создании совместного предприятия, где «Россети» получат 51% акций, ГЭК – 49%, говорит представитель российской компании. Он уточняет, что СП будет инвестировать в проекты по строительству и реконструкции энергообъектов. Гендиректор «Россетей» Олег Бударгин рассчитывает, что сумма ежегодных инвестиций в проекты СП может составить до $1 млрд.

В минувшую пятницу российские компании в присутствии президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина подписали 31 соглашение о сотрудничестве с китайскими ведомствами, компаниями и корпорациями, следует из материалов, опубликованных на www.kremlin.ru. Из всех подписанных документов семь касаются финансовой сферы, столько же – технологической, еще 11 – энергетической и сырьевой направленности, оставшиеся – финансовые и стратегические.

Китайская корпорация Sinosteel заключила контракт на производство электролитического металлического марганца на базе Усинского месторождения (принадлежит российскому ЗАО «Чек-Су.ВК»). Проект профинансирует Эксимбанк, через ВЭБ он выдаст кредит на 3,9 млрд юаней ($628 млн) на срок до 15 лет. Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) договорилась с China Civil Enginееring Construction Corporation о сотрудничестве в строительстве железной дороги от угольного месторождения Элегест до Транссиба (длиной около 410 км).

Многие из этих проектов, особенно в металлургическом секторе, буксуют не первый год: ТЭПК не первый год ищет источники финансирования для строительства дороги (общая оценка проекта – 217 млрд руб.), «Чек-Су.ВК» планировала запустить Усинское месторождение уже к 2016 г. (оценка проекта – 22 млрд руб. в ценах 2012 г.), Polyus Gold в прошлом году столкнулась с необходимостью найти партнеров для разработки крупного и сложного Наталкинского месторождения золота. Партнерство с китайскими корпорациями выгодно для российских золотодобывающих компаний и металлургов: это открывает доступ к дешевым кредитам (3–4% годовых), полагает аналитик Газпромбанка Айрат Халиков.

«Сложно сказать, кому (России или Китаю) подписанные в пятницу соглашения принесут больше выгоды. Хотелось бы, конечно, видеть больше проектов в технологической сфере, других сферах, которые активно растут в Китае и не столь активно в России», – говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Олег Кузьмин.

Никакой ориентированности Китая только на сырьевые проекты в России нет – в списке подписанных соглашений преобладают как раз несырьевые проекты, возражает чиновник финансово-экономического блока правительства: соглашения по строительству ВСМ (РЖД и Госкомитет КНР договорились о формах сотрудничества и модели финансирования ВСМ «Москва – Казань»), по эксплуатации навигационной системы «Глонасс», по продвижению самолетов SSJ100, перечисляет чиновник. Много банковских сделок: соглашение о механизме расширения кредитования российских компаний китайскими банками, о предоставлении кредитной линии на 6 млрд китайских юаней между Госбанком развития Китая и Сбербанком. В целом это системные вещи, позволяющие привлечь больше капитала из Китая, говорит он. То, что мы видим сейчас, потенциально принесет экономике России миллиарды долларов, так что это точно не игра в одни ворота, согласен Кузьмин.