Вагоностроители просят госгарантий

«Алтайвагон» и «Рузхиммаш» рассчитывают на госгарантии на общую сумму 4,5 млрд рублей
«Алтайвагон» и «Рузхиммаш» попросили госгарантии на общую сумму 4,5 млрд руб./ ТАСС

«Мне кажется, необходимо было бы рассмотреть предоставление дополнительных госгарантий для реструктуризации кредитов производителей железнодорожной техники, потому что у каждого из нас подошли уже сроки отдачи этих кредитов», – говорил на совещании у премьера Дмитрия Медведева в марте гендиректор «Уралвагонзавода» (УВЗ) Олег Сиенко (цитата по «Интерфаксу»). Пока деньги сумела найти только Объединенная вагонная компания (ОВК), которая на прошлой неделе продала на Московской бирже 12,2% за 9 млрд руб. Остальные рассчитывают на господдержку.

Угроза от Альфа-банка

В пятницу Альфа-банк уведомил кредиторов, что готовит иск о банкротстве УВЗ. Представитель банка на вопросы не ответил. Представитель УВЗ заявил, что действия Альфа-банка связаны с допущенной просрочкой по кредиту ООО «ЧТЗ-Уралтрак» («дочка» УВЗ, производит тракторы), которая уже погашена.

«Алтайвагон» (входит в «СДС маш», в 2014 г. был третьим в России производителем вагонов) и «Рузхиммаш» (входит в RM Rail Олега Дерипаски) подали заявки на получение госгарантий по кредитам госбанков. «Алтайвагон» рассчитывает на 1,5 млрд руб. госгарантий по кредиту на 3 млрд руб., привлеченному в Сбербанке и ВЭБе, рассказали «Ведомостям» представитель «Алтайвагона» и чиновник одного из профильных министерств. «Рузхиммаш» – на 3 млрд руб. по кредиту Связь-банка («дочка» ВЭБа) и Сбербанка, добавляет чиновник. Заявки уже одобрены Минпромторгом, а на этой неделе они будут рассматриваться на специальной комиссии при Минэкономразвития (для заявок на сумму меньше 2 млрд руб. это последняя инстанция. – «Ведомости»), уточняют собеседники. Представитель Минэкономразвития и Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель RM Rail от комментариев отказался.

Деньги «Алтайвагону» нужны на пополнение оборотного капитала, рассказывает представитель предприятия. Сбербанк давно кредитует «Алтайвагон». В 2009 г. банк открыл заводу кредитную линию на 6 млрд руб. сроком от 5 до 10 лет, в 2012 г. – еще на 2 млрд руб. по ставке 9,7%. Краткосрочная кредиторская задолженность «Алтайвагона» на конец 2013 г. – 3 млрд руб. при общем долге 3,3 млрд руб. (более поздних данных нет).

Кредитовался в Сбербанке и «Рузхиммаш». В 2011 г. банк выдал заводу кредит на 3,7 млрд руб., а в 2013 г. рефинансировал его. На конец 2014 г. кредиторская задолженность «Рузхиммаша» составила 6,7 млрд руб. (из них 5,4 млрд – долгосрочная задолженность). Выручка завода в 2014 г. составила 8 млрд руб. (сократилась на 40% к 2013 г.), убыток – 1,3 млрд руб.

В этом году производство вагонов упало более чем в 2 раза до 9000 вагонов, напоминает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. И в отличие от продукции ОВК, при использовании которой грузоотправитель получает скидку в 6% к тарифу, у продукции «Алтайвагона» и «Рузхиммаша» таких привилегий нет. Из-за кризиса «Алтайвагон» в этом году работал с перебоями. Производство на «Алтайвагоне» снизилось на 17% до 1000 вагонов, на «Рузхиммаше» – в 9 раз до 206 вагонов, напоминает Бурмистров. Оба предприятия могут выпускать до 10 000 вагонов в год.

Недавно заказы у вагоностроительных компаний начали появляться. «Алтайвагон» выиграл тендер Федеральной грузовой компании на поставку 300 вагонов. До 2017 г. СУЭК планирует купить 3000 вагонов модели, аналог которой производит «Алтайвагон». В конце апреля «Рузхиммаш» заключил соглашение с «Уралкалием» на поставку вагонов-самосвалов.

Сиенко в интервью ТАСС в марте говорил, что УВЗ необходима докапитализация на 30 млрд руб. и госгарантии на 60 млрд руб. (в октябре 2014 г. завод подавал заявку на получение 35–50 млрд руб. госгарантий для исполнения госзаказа). На 30 сентября 2014 г. (более поздних данных нет) общий долг завода по РСБУ составлял 55,4 млрд руб.