Девальвация рубля не сделала российское сырье для ювелирных изделий дешевле

Цены на алмазы рассчитываются в долларах и зависят только от мировой конъюнктуры
Девальвация рубля не сделала российское сырье для ювелирных изделий дешевле: цены на алмазы рассчитываются в долларах и зависят только от мировой конъюнктуры/ ТАСС

В конце 2014 г. мировой рынок оказался пресыщенным бриллиантами. К декабрю 2014 г. из-за неконтролируемых продаж алмазов в течение всего года количество предложений бриллиантов превысило $10 млрд (по данным официальных сайтов) и $22 млрд – по оценкам аналитиков, пишет «Кристалл» в своем отчете по РСБУ за 2014 г. В течение последних трех месяцев года цены на бриллианты по прейскуранту Rapaport опустились почти на 9%, при том что цены на алмазное сырье остались неизменными. Как следствие – дисбаланс, который привел к значительному сокращению продаж бриллиантов в главное для отрасли время – сезон рождественских и новогодних продаж, резюмирует «Кристалл». Падение цен на бриллианты сильно ударило по ограночному бизнесу: компании покупают сырье на заемные средства, закладывая его банкам.

«На рынке алмазов сейчас безрадостная ситуация», – констатировал в начале апреля Максим Шкадов, гендиректор крупнейшего в России производителя бриллиантов смоленского ПО «Кристалл» (цитата по «Интерфаксу»).

По оценке аналитиков «ВТБ капитала», распродажа бриллиантовых стоков, начавшаяся в IV квартале 2014 г., должна завершиться во II квартале этого года. А пока это давит на рынок. Добывающие компании продают камни на сайтах – специальных торговых сессиях, в ходе которых клиенты приобретают сформированные компаниями наборы разных по качеству камней. Индийские огранщики (на них приходится 72% рынка огранки) отказались примерно от трети лотов «Алросы» и De Beers (обеспечивают 53% мирового производства алмазов) в первых трех сайтах 2015 г. Как следствие, мартовская сессия De Beers сократилась до $500 млн (против $740 млн в марте 2014 г.) и стала минимальной за последние пять лет, указывают аналитики «ВТБ капитала» в обзоре. Суммарный размер всех трех сайтов De Beers (январского, февральского и мартовского) составил $1,6 млрд – это уровень 2010 г.

Из-за сокращения спроса De Beers снизила цены в январе на 3–4% и в феврале на 2%, разрешив отложить часть покупок на март, писал «Интерфакс». «Алроса» снижала цену в феврале на 3%, но ужесточила дисциплину: обязательный уровень закупок был увеличен с 70 до 90% от месячной нормы каждого клиента. «Алроса» и De Beers в марте и апреле не снижали цены на алмазы, рассказывал «Интерфаксу» Шкадов («Кристалл» – клиент обеих компаний).

Продажи «Алросы» в I квартале в результате сократились на 29% до $1,1 млрд. В апреле «Алроса» не изменила цены, хотя «клиенты ожидали коррекции», передавал «Интерфакс» слова заместителя гендиректора «Кристалла» Николая Афанасьева. В апрельских сайтах уровень отказов достигал 40%, пишет в обзоре JPMorgan. «Алроса» в отличие от De Beers разрешает не просто отложить часть лота, но отказаться от него. В апреле, например, компания разрешила отказаться от 20% предложенного сырья, рассказывает близкий к ней источник.

Тем не менее в конце апреля сразу несколько инвестбанков – «Сбербанк CIB», «ВТБ капитал», UBS – дали рекомендацию покупать акции «Алросы». JPMorgan и Morgan Stanley считают, что акции компании переоценены. Банки, рекомендующие покупать акции «Алросы», указывают, что компании помогает слабый рубль. Уже получив в 2014 г. 36%-ное увеличение EBITDA до 93,9 млрд руб. и впечатляющую рентабельность в 45%, «Алроса» в этом году имеет более низкие операционные затраты благодаря слабому рублю и 50%-ное улучшение средней прибыли на карат – до более чем $70, пишут аналитики «ВТБ капитала». Девальвация полностью нивелировала эффект от снижения цен на алмазы в долларовом выражении, указывают аналитики «Сбербанк CIB».

В 2014 г. 64% камней «Алроса» продала по долгосрочным контрактам (это принесло 117,8 млрд руб. выручки), 21% заняли спотовые продажи и 15% – тендеры. Но на долю продаж в России пришлось всего 11%. Российские продажи компании год от года сокращаются. В 2013 г. на Россию приходилось 14,5%. Основных причин две, объясняет близкий к «Алросе» источник. Первая – стагнация мирового рынка бриллиантов. С 2008 г. номинальная цена бриллианта весом 1 карат по прейскуранту Rapaport (основной ориентир примерной стоимости бриллиантов) почти не изменилась. Реальные цены на камни с 1997 по 2015 г. прибавили лишь 1%, в то время как в предыдущие 15 лет, с 1982 г., рост был 41%. Вторая проблема – сложности, связанные с устройством ограночного бизнеса в России. Себестоимость огранки в России в 2,5 раза выше, чем в Индии: $100 за карат. А в конце прошлого года к этому прибавились новые трудности: высокие ставки по кредитам, кризис экономики в целом. Российские ограночные предприятия сокращают закупки алмазов у «Алросы» из-за разницы в себестоимости с Индией и Китаем, необходимости уплаты НДС с операций и ослабления цен, писал «Интерфакс». Рентабельность операций российских огранщиков была подорвана в том числе после того, как «Алроса» несколько лет назад прекратила поставлять им так называемые «лоты selected», содержащие наиболее качественные алмазы. Поэтому некоторым компаниям, особенно в условиях падения цен на бриллианты, пришлось сократить закупки или ухудшить приобретаемый ассортимент. В итоге произошло перераспределение основной массы высококачественного сырья в пользу зарубежных компаний.

Среди крупнейших российских клиентов «Алросы» – ограночные предприятия, которые занимаются также производством ювелирных изделий: «Кристалл», «ЭПЛ даймонд», Якутская алмазная компания.

«ЭПЛ даймонд» не видит смысла сокращать закупки у «Алросы», рассказал «Ведомостям» гендиректор «ЭПЛ даймонд» Михаил Дьяконов-Бэлиэ: «Алроса» – наш основной поставщик сырья, в связи с этим мы не испытываем сложностей с поставками. Наоборот, по возможности будем наращивать объемы закупок». Конечно, отмечает Дьяконов-Бэлиэ, цена на алмазы всегда во всем мире рассчитывается в долларах и сегодня это увеличивает себестоимость продукции «ЭПЛ даймонд» в рублях. «Но благодаря наличию у «Алросы» всего спектра ценовых сегментов алмазного сырья мы удешевляем себестоимость за счет использования сырья других сегментов, что сильно сглаживает резкий рост цен на прилавке», – объясняет собеседник издания.

Снизить цены только для российских клиентов «Алроса» не может – это будет нарушение сбытовой политики, согласованной с ФАС, объясняет источник, близкий к компании. Но российские клиенты, если они гранят сырье в России, а не вывозят перепродавать за рубеж, находятся в более выигрышном положении, потому что им не надо платить 6,5%-ную таможенную пошлину на вывоз, добавляет собеседник «Ведомостей».

Производители ювелирных изделий, например «Адамас», с «Алросой» напрямую не работают. «Вопреки распространенному мнению, рынка драгоценных камней в России нет, так как у нас нет ограночного производства. Мировая огранная промышленность сосредоточена в странах Юго-Восточной Азии (Индия, Гонконг, Китай), поэтому все камни, в том числе номинально добытые на территории нашей страны, приобретаются там», – рассказывает исполнительный директор «Адамаса» Максим Вайнберг.

По мнению Дьяконова-Бэлиэ, в течение года ждать сильных скачков цен на алмазы не стоит – на цены «Алросы» может повлиять ситуация на мировом рынке. А прогноз «Алросы», данный в начале года, – рост цен на алмазы на 3%. «Компания ожидает улучшения конъюнктуры рынка в течение 2015 г. за счет экономического развития ключевых рынков сбыта ювелирных изделий с бриллиантами – США, Китая и Индии», – сообщил представитель «Алросы».

Янтарь – для себя, нефрит – на экспорт

Единственный в мире промышленный производитель янтаря – Калининградский янтарный комбинат отказался от экспорта камней. Теперь все, что добывается на Пальмникенском месторождении на побережье Балтийского моря, продается местным переработчикам. «В прошлом году мы добыли около 280 т. Из них 160 т продали переработчикам Калининградской области, оставшуюся часть – в другие российские регионы», – передала пресс-служба слова гендиректора комбината Михаила Зацепина. Теперь вместо продажи единственному дилеру комбинат продает камни переработчикам напрямую. И если в 2013 г. их было 145, то в 2014 г. – 160. В планах калининградского комбината вместе с «Ростехом» создать в регионе янтарный кластер, где будет открыт экспериментальный цех, новые ювелирные мастерские и мощности по переработке камня. Впрочем, прежде традиционные покупатели янтаря из балтийских стран без сырья не останутся. Например, в Польше существуют месторождения янтаря вблизи Гданьска, запасы которого превышают 600 000 т янтаря, сообщает специализированный портал Balticjewerellynews.com. Это позволит польским компаниям заместить поставки из Калининграда.

В этом году Калининградский янтарный комбинат собирается добыть более 300 т янтаря, говорит Зацепин. А в среднесрочной перспективе (к 2018–2020 гг.) – выйти на показатель в 450 т в год. Благодаря установленному новому оборудованию комбинат смог в этом году начать добычу не в апреле (из-за климатических условий добыча с декабря по апрель консервируется), как раньше, а в марте, рассказывает Зацепин.

Но вот цены на янтарь калининградский комбинат с января поднял сразу на треть – в среднем до 15 000 руб. за 1 кг янтаря крупной фракции. «Отпускные цены на янтарь не менялись несколько лет. Из-за прошлогодней девальвации и высокой инфляции увеличилась себестоимость производства», – объясняет Зацепин.

Нефрит в России добывается в Иркутской области и Бурятии. Основные покупатели – компании из Китая, где камень считается ювелирным. Продавать камни на экспорт по-прежнему выгодно: рублевые затраты компании, конечно, выросли из-за инфляции, но экспортная цена стала более привлекательной, признает топ-менеджер компании, разрабатывающей одно из месторождений в Иркутской области.