На строительство полосы в «Шереметьево» ушло почти 10 млрд рублей за 4 года

Однако подрядчик не выполнил обещанные работы, утверждает заказчик
А. Махонин/ Ведомости

Представитель заказчика сказал, что сейчас ведутся работы по расторжению контрактов, и не пояснил, будет ли объявлен новый конкурс на проведение работ. Если он будет объявлен, кроме российских компаний на контракт могут претендовать иностранные, например китайские, считает аналитик Газпромбанка Кирилл Никода. Это возможно, если иностранная компания войдет в консорциум с российской. В некоторых конкурсах на аналогичные проекты такие компании уже принимали участие. Среди российских компаний на похожих проектах в данный момент работает, например, ООО «Трансстроймеханизация» (структура «Мостотреста»), которая была назначена исполнителем строительства аэродрома аэропортового комплекса «Южный». Проект реконструкции аэродрома другого крупнейшего аэропорта Московского авиаузла - «Домодедово» - реализует ЗАО «Строительное управление 1» (входит в ГК «МДС групп»).

Контракт на строительство третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в «Шереметьево» будет досрочно расторгнут в связи с тем, что подрядчик не исполняет своих обязательств. Об этом говорится в сообщении заказчика - ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Заказчик планирует вернуть не отработанные подрядчиком авансовые платежи и направить их на продолжение строительства по вновь заключенным контрактам. Генподрядчик по проекту – «Инжтрансстрой», который входит в «Трансстрой» Егора Андреева. На момент заключения контракта на строительство полосы компания принадлежала группе «Базэл», контроль над «Инжтрансстроем» группа потеряла в 2014 г. Представитель «Инжтрансстроя» пояснил, что компании неизвестно о намерении заказчика расторгнуть контракт по этому проекту.

По двум контрактам, заключенным в 2011 и 2014 гг., подрядчику были выплачены авансовые средства в 4 млрд и 1,1 млрд руб. соответственно, сообщал заказчик. «Несмотря на авансирование строительно-монтажных работ, они велись подрядными организациями неудовлетворительными темпами, значительно отставая от запланированных сроков», – отмечают в «Администрации гражданских аэропортов (аэродромов)».

Согласно данным на сайте госзакупок, по одному контракту на строительство ВПП-3 в «Шереметьево» с 2011 по 2015 г. Росавиация выплатила ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» 8,139 млрд руб. (общая сумма контракта - 22,418 млрд руб.). По другому контракту между теми же сторонами было выплачено 1,446 млрд руб. (общая сумма - 3,829 млрд руб.). Таким образом, по двум крупнейшим соглашениям генподрядчик получил около половины от общей стоимости контрактов. При этом в карточках обоих контрактов отсутствуют данные о выплаченных пени и штрафах. Информационное агентство ТАСС на основе данных Федеральной адресной инвестиционной программы также утверждает, что инвестировано в ВПП-3 с 2011 г. было порядка 10 млрд руб.

В среду в отношении «Инжтрансстроя» была введена процедура наблюдения. Компания заявляла, что ее финансовое положение пошатнулось из-за «задержек, а затем и прекращения с начала 2015 г. финансирования госконтрактов со стороны заказчика и вынужденного привлечения кредитных ресурсов». Ранее представитель ФГУП «АГАА» сообщал, что с начала 2015 г. работы на объекте фактически не ведутся. При этом, по данным заказчика, персонал и техника на строительной площадке отсутствуют, поставка материалов, оборудования и подготовка производственной базы не осуществляются, расчеты с субподрядными организациями прекращены.

Вероятнее всего, контракт по такому проекту можно будет расторгнуть только через суд, говорит старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков. Досудебный разрыв контракта тоже возможен. Для этого нужно, чтобы возможность расторгнуть соглашение со стороны заказчика была прописана в госконтракте, говорит юрист. Также от условий, прописанных в контракте, зависит, может ли отставание по срокам считаться существенным нарушением - таким, из-за которого соглашение можно разорвать. Впрочем, назвать нарушение существенным может суд, даже если это не записано в контракте, отмечает юрист.

Строительство третьей полосы в аэропорту «Шереметьево» является частью подготовки к проведению в 2018 г. в России чемпионата мира по футболу. В сообщении ФГУП «АГАА» подчеркивалось , что работы безусловно будут завершены в 2018 г. По данным «Инжтрансстроя», срок окончания работ по строительству ВПП-3 по контракту - 2017 г. При этом в размещенной в открытом доступе Федеральной адресной инвестиционной программе по проекту строительства полосы в качестве срока ввода объекта указан 2019 г. Такая ситуация нетипична для госконтрактов - обычно в них сроки выполнения работ синхронизированы с ФАИП, говорит Роман Чураков. Впрочем, есть практика, при которой изменения сначала вносятся в ФАИП, а потом уже в госконтракт.