ФСК защищает деньги от «Россетей»

Она не хочет переходить на единое казначейство с материнской компанией
ФСК не хочет передавать управление своими финансами материнской структуре – «Россетям»/ М. Стулов/ Ведомости

В минувший четверг совет директоров ФСК обсуждал среди прочего создание компанией единого казначейства с «Россетями», сообщила ФСК. Предполагалось отметить неисполнение менеджментом компании сентябрьского решения совета директоров, утвердить план-график перехода «системы управления казначейскими операциями в группе компаний «Россети» и поручить предправления ФСК Андрею Мурову отчитаться о проделанной работе до 30 июня. Но совет директоров по этому вопросу решение не принял.

В прошлом году правительство поручило госкомпаниям создать единые казначейства для управления финансовыми потоками «дочек». Это должно было снизить операционные расходы и повысить доходность вложений свободных средств, сообщали «Россети». Директивы правительства получили и «Россети», и ФСК.

Согласия нет

В совете директоров ФСК 11 мест, 4 июня в его работе участвовало 10 человек. Источник, близкий к совету, говорит, что «за» голосовали гендиректор «Россетей» и председатель совета директоров ФСК Олег Бударгин, его первый зам Андрей Демин и заместитель гендиректора «Системного оператора» Николай Шульгинов, «против» – Муров и член совета директоров СГК Сергей Мироносецкий, «воздержались» замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, экс-замминистра энергетики Сергей Шматко и гендиректор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров. Предправления «Интер РАО» Борис Ковальчук и референт экспертного управления президента России Георгий Нозадзе не голосовали.

«Россети» планируют решить проблемы неэффективности кризисных компаний («МРСК Северного Кавказа», «Ленэнерго», «МРСК Юга» и др.) за счет ФСК и других устойчивых «дочек», опасается представитель ФСК Дмитрий Клоков. В 2014 г. выручка «Россетей» по МСФО составила 759,6 млрд руб., из них на ФСК пришлось 173,4 млрд. Кроме того, ФСК получила директиву правительства, которая предполагала создание единого казначейства на базе самой компании, а не холдинга, объясняет Клоков. Интеграцию в казначейство «Россетей» ФСК обеспечила за счет определения советом директоров ключевых политик по всем финансово-экономическим вопросам, добавляет он.

По регламенту «Россетей» распределение ликвидности внутри группы может происходить только на условиях не хуже рыночных и только по обоюдному согласию «дочек», указывает представитель «Россетей» Дмитрий Бобков. Также холдинг не сможет обязать компании делать те или иные платежи, за казначейством будут закреплены только функция мониторинга и контроля и согласование отдельных платежей.

Ситуация почти беспрецедентная для взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями. Но у «Россетей» в совете директоров последней всего два места, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. К тому же при передаче государством «Россетям» почти 80% акций ФСК Росимущество и госкомпания заключили акционерное соглашение. Поэтому «Россети» не самостоятельны в принятии важных решений, а совет директоров скорее транслирует позицию правительства, а не менеджмента сетевого холдинга, объясняет Пикин.

С одной стороны, логика в перераспределении свободных денежных средств есть. Например, несколько миллиардов на счетах ФСК могли бы решить проблему дефицита средств без привлечения внешних займов, рассуждает Пикин. Но в этой системе есть и риски: ФСК может стать «кассой взаимопомощи», лишиться средств на выполнение инвестпрограммы, а спрашивать за выполнение будут все равно с ее менеджмента, добавляет Пикин.