Государство перестало быть самой большой проблемой фармрынка, считают его участники

Источник бед теперь – ситуация в российской экономике и платежеспособность населения, выяснила Deloitte
Отсутствие денег страшнее регулятора/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Основная проблема, волнующая фармацевтическую отрасль в России, – состояние экономики и недостаточная платежеспособность населения, говорится в исследовании Deloitte. Так считают 35% из 70 респондентов. Еще год назад таких ответов было втрое меньше. Опрос проводился среди представителей 50 российских и зарубежных фармпроизводителей и дистрибуторов.

Лишь 24% респондентов заявили о первостепенном влиянии регуляторов на работу отрасли. В предыдущие два года главной проблемой опрошенные называли как раз несовершенство законодательного регулирования: в 2013 и 2014 гг. так считали 36 и 28% опрошенных соответственно, пишут авторы исследования. Третьим негативным фактором представители фармбизнеса называют недостаток госфинансирования программ для поддержки российских производителей (15%).

В ожидании импортозамещения

68 процентов участников опроса Deloitte считают, что доля импортных препаратов в ближайшие два года будет снижаться в денежном выражении, а 75% прогнозируют снижение и в натуральном. Сейчас в России выпускается 68% международных непатентованных наименований (МНН) из расширенного списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: 413 наименований из 608, говорил в начале мая 2015 г. представитель Минздрава. В 2014 г. доля препаратов российского производства составила 71,5% старого перечня ЖНВЛП (399 из 556 МНН) при плановом значении 65% (по госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», или «Фарма 2020»).

То, что игроки временно называют экономическую ситуацию основной проблемой, не значит, что законодательное регулирование принципиально поменялось, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. По его словам, государство делает множество шагов, но в его действиях не видно долгосрочного планирования. Отчасти это подтверждают и авторы исследования: «Ни один руководитель компании не указал, что законодательные изменения создают дополнительные возможности для бизнеса».

Кризис не оказал воздействия на фармрынок, в 2015 г. он продолжает расти, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По оценке DSM Group, в I квартале 2015 г. продажи лекарств выросли как в рублях (+20,4% год к году), так и в упаковках (+1,6%). Люди стали закупаться впрок, добавляет директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. За этот же период аптечные продажи лекарств увеличились на 25,2% в деньгах и на 3,2% в штуках, считает DSM Group. По итогам всего 2015 года российский фармацевтический рынок вырастет в рублях на 12% до 1,3 трлн руб. и сократится на 18% в долларах до $24,8 млрд, прогнозировал Шуляк в мае. В упаковках рынок сокращается уже три года подряд, и 2015 год не станет исключением – продажи сократятся на 2%, ждет DSM Group.

Несмотря на корректировку цен и девальвацию рубля, Bayer не видит существенного изменения спроса, говорит ее генеральный представитель в странах СНГ Нильс Хессманн. Российский «Биокад» тоже не ощутил макроэкономических проблем: низкая платежеспособность населения не сильно влияет на его бизнес – продукция компании реализуется в основном через госзаказ, говорит вице-президент «Биокада» Роман Иванов. В 2014 г. выручка компании увеличилась более чем в 3 раза, сейчас компания чувствует себя лучше, чем когда-либо, утверждает он.

Часть импортируемых в Россию лекарств Stada из-за девальвации продаются на грани себестоимости, так как включены в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов (цены на них регулирует государство), но даже это отразилось на положении компании несущественно, говорит Глушков.