Чиновники выступают против продления срока службы старых вагонов

С такой инициативой выступает владелец ПГК Владимир Лисин
Чиновники не пускают старые вагоны ПГК/ Д. Абрамов/ Ведомости

Не все министерства согласились с предложением владельца Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина разрешить продлевать срок службы грузовых вагонов после прохождения планового ремонта (такую идею бизнесмен высказал в середине мая на встрече с премьером Дмитрием Медведевым). Минтранс и Минпромторг – против, Минюст считает возможной упрощенную процедуру продления срока службы вагонов, следует из письма министерств (копии писем есть у «Ведомостей»). Минюст и Минпромторг 29 мая направили свои позиции в Минтранс, последний отправил письмо председателю правительства 10 июня.

По мнению министра транспорта Максима Соколова, предложение ПГК не может быть принято, так как «противоречит законодательству России и нормам технического регулирования Евразийского экономического союза». С августа прошлого года продлить срок службы вагона можно только после того, как он будет модернизирован и получит сертификат (это значительно дороже обычного ремонта), – это предписывает новый Технический регламент Таможенного союза. В 2014 г. по новым правилам было списано 48 000 вагонов, за пять месяцев 2015 г. – 32 800 (из них 13 000 – вагоны ФГК, 7800 – вагоны ПГК), говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Старые вагоны ПГК

ПГК – крупнейший железнодорожный оператор в России по числу вагонов, но 44% (86 094) из них – с истекшим сроком службы, следует из материалов Минпромторга. По данным министерства, 24% (293 163) всех вагонов на сети – с истекшим сроком службы.

И часть чиновников на стороне оператора. Заместитель министра юстиции Дмитрий Аристов считает, что продление после планового ремонта возможно – по положению о продлении срока службы грузовых вагонов, курсирующих в международном сообщении (оно не предполагает сертификации). Представители министерств на вопросы не ответили. Замминистра также подчеркивает, что у Минтранса нет полномочий для «разъяснения законодательства, в том числе по вопросам сертификации на железнодорожном транспорте».

Замминистра промышленности и торговли Андрей Богинский в своем письме в Минтранс напоминает, что ограничение продления срока службы вагонов привело к уменьшению случаев излома боковых рам вагонных тележек в 2014 г. на 71,8%. Поэтому упрощение процедуры продления, по его мнению, может отразиться на безопасности движения. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

Лисин в своем обращении к премьеру указывал: проблема в том, что затягиваются сертификация вагоноремонтных предприятий и разработка нормативной документации, говорит источник, знакомый с текстом письма. По его словам, «ответственные министерства и ведомства» обещали, что продление по новым правилам будет возможно осенью 2014 г. Но этого до сих пор не случилось, отмечает он. Из-за затягивания процедуры ПГК не может принять решение о судьбе своих старых вагонов. По данным Лисина, для проведения продления требуется сертификация 50–80 вагоноремонтных предприятий из 200. Но пока сертифицировано только три – «Титран-экспресс», ВРК-2 и Рославльский вагоноремонтный завод. Последние два получили сертификаты только в начале июня, уточняет собеседник «Ведомостей», близкий к одному из операторов.

По мнению Соколова, затягивают сертификацию сами операторы. Они, в частности ПГК и ФГК, не предоставляют на вагоноремонтные предприятия образцы своих вагонов, пишет Соколов. Кроме того, «крупнейшие владельцы подвижного состава не только не участвуют в финансировании разработки проектов модернизации принадлежащих им вагонов, но и создают помехи в сертификации уже отобранных проектов», пишет он Медведеву. Собеседник «Ведомостей», близкий к одному из железнодорожных операторов, это опровергает. По его словам, Минтранс затягивает процесс сертификации вагонов.