«Аэрофлот» может отказаться от покупки Dreamliner

Авиакомпания меняется вслед за изменением структуры перевозок
В парке «Аэрофлота» Dreamliner может так никогда и не появиться/ Максим Блинов/ РИА Новости

«Аэрофлот» меняет приоритеты. Восемь лет назад крупнейший российский перевозчик заказал у Boeing 22 самолета Dreamliner, чтобы, как рассказывал в интервью «Ведомостям» тогдашний гендиректор авиакомпании Валерий Окулов, развивать дальнемагистральные маршруты: «В Сидней, Сингапур, Куала-Лумпур, увеличивать частоты в Америку». А после кризиса 2008–2009 гг. «Аэрофлоту» досталось несколько авиакомпаний обанкротившегося холдинга «Эйрюнион». Теперь – новый кризис, и авиакомпания сомневается, нужны ли ей огромные дальнемагистральные лайнеры, и стремится максимально оптимизировать структуру дочерних компаний.

Отказ или изменение заказа на Dreamliner может быть связано с изменением структуры пассажиропотока из-за кризиса: растут перевозки по России, а за рубеж снижаются, допускает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.

«Аэрофлот» больше не нуждается в Boeing 787 Dreamliner, заявил на авиасалоне Paris Air Show 2015 заместитель гендиректора авиакомпании по стратегии и альянсам Джорджио Каллегари (его цитирует Bloomberg). Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», подтвердил «Ведомостям», что наиболее вероятный вариант – отказ от самолетов. Но если кризис на российском авиарынке не будет усугубляться, компания может перевести контракт на более экономичный и более вместительный Boeing 777. «Мы рассматриваем возможность выхода из контракта, потому что Boeing вовремя не поставил самолеты», – заявил представитель «Аэрофлота».

Что такое Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner – семейство широкофюзеляжных самолетов. Перевозит до 330 пассажиров на расстояние до 16 200 км, каталожная стоимость – около $200–300 млн.

Каталожная стоимость заказанных «Аэрофлотом» 22 Boeing 787 Dreamliner – $4,8 млрд. Условия контракта на поставку «Аэрофлоту» 22 Dreamliner предполагали его переоценку, рассказал Каллегари. Поставки должны были начаться в 2014 г., однако сроки были сдвинуты на 2016 г. В 2010 г., напоминает Bloomberg, «Аэрофлот» требовал с авиапроизводителя 100 млн евро компенсации за задержку. По данным презентации «Аэрофлота» за 2014 г., поставки Dreamliner должны были начаться в 2017 г. и завершиться в период 2019–2024 гг. Каллегари заявил, что задержки в поставках, а также «изменение приоритетов и рыночных условий» стали причиной того, что самолет «больше не подходит». По словам Каллегари, «Аэрофлот» уведомил Boeing о своих намерениях. The New York Times со ссылкой на Associated Press процитировала гендиректора Boeing Рэймонда Коннера, который назвал Россию «сложным рынком» и сказал, что «детали отмены [заказа] обсуждаются», однако на заказанные «Аэрофлотом» самолеты можно будет найти нового покупателя. Статус заказа «Аэрофлота» на 22 Dreamliner не изменился, сказала представитель Boeing Елена Александрова, подчеркнув: «Boeing не комментирует предположения о ходе переговоров». Условия штрафных санкций всегда обговариваются в контракте индивидуально, говорит аналитик RMG Андрей Третельников. Но в этом случае, учитывая, что спрос на самолеты большой, есть вероятность, что штрафные санкции будут минимальными или будут переведены во взаимозачет, допускает он.

«Аэрофлот»

Крупнейший авиаперевозчик
Основные акционеры – Росимущество (51,17%), «Ростех» (3,5%). Капитализация – 44,091 млрд руб. Выручка (МСФО, 2014 г.) – 319,8 млрд руб. Чистый убыток – 17,1 млрд руб.

«Аэрофлот» пытается подстроиться под изменения. Группа «Аэрофлот» через два-три года может включать в себя две авиакомпании, работающие в разных сегментах рынка, рассказал также в Ле-Бурже гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (его процитировал «Интерфакс»). «Сам «Аэрофлот», т. е. премиум-сегмент, – и альтернативой ему будет лоукостер», – описал суть преобразования Савельев. Группа стремится оптимизировать структуру и сократить расходы, комментирует Ганелин. По данным презентации по итогам 2014 г. по МСФО, «дочки» «Аэрофлота» («Россия», «Победа», «Аврора», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии») принесли группе убыток в 15,4 млрд руб. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», рассказывал в конце марта, что предполагается сократить до 10% непроизводственного персонала в компаниях группы. Он напомнил, что недавно «дочки» завершили передачу «Аэрофлоту» функции коммерческого управления: продажа билетов, выстраивание маршрутной сети, расписания, график оборота самолетов.

Лоукостер «Аэрофлота» – «Победа» в этом году должна перевезти 2,8–3,2 млн пассажиров, а в 2017 г. стать безубыточной. Источник, близкий к совету директоров компании, пояснил «Ведомостям», что количество юридических лиц в группе компаний планируется сократить. Как – решит совет директоров. В случае, например, объединения нескольких «дочек» придется решать проблемы переоформления самолетов, сертификатов эксплуатанта и прав других акционеров «дочек», напоминает Ганелин. Но это имеет смысл сделать – сейчас «Аэрофлот» вынужден развивать несколько брендов и нести дополнительные расходы, говорит Ганелин.