Золотодобывающие компании будут объединяться, прогнозирует EY

Продавать активы будут крупные компании, избавляясь от предприятий с высокими костами, покупать – средние
Этот и следующий годы идеальны для покупки российских золотодобывающих предприятий, считает EY/ Александр Петров/ ИТАР-ТАСС

В прошлом году было всего восемь M&A-сделок, говорится в отчете EY, крупнейшая – приобретение Polymetal за $20 млн Северо-Калугинского месторождения в результате разделения ЗАО «Урал-Полиметалл». В 2013 г. сделок было 17, крупнейшая из них – продажа группой «Онэксим» 37,8% Polyus Gold за $3,6 млрд.

Вчера EY (бывшая Ernst & Young) представила обзор развития золотодобывающей отрасли в России. По данным аудиторской компании и Союза золотопромышленников, на чьи данные EY опирается, в прошлом году в России было произведено 230,7 т золота. Прогноз на 2015 г. – 233 т, говорится в обзоре. При этом аудитор прогнозирует, что в 2015–2016 гг. может произойти всплеск активности на рынке M&A в российской золотодобывающей отрасли, результатом этого будет неизбежная консолидация.

EY объясняет, что покупать российские золотодобывающие активы в 2015–2016 гг. выгодно: они подешевели из-за страновых рисков и коррекции цен на золото (весной 2013 г. унция подешевела на 27% до $1200). В то же время они стали более рентабельны: средняя себестоимость производства золота (AISC) у Polymetal в 2014 г. в том числе благодаря девальвации снизилась с $1,086 (в 2013 г.) до $893, у Nordgold – с $1062 до $887.

Крупные производители в ближайшие два года будут, скорее всего, продавать что-то из своих местных, не слишком ликвидных активов, считает член совета Союза золотопромышленников Михаил Лесков. У каждой крупной российской золотодобывающей компании есть по паре активов, которые можно было бы продать, считает аналитик UBS Николай Сосновский. Среди месторождений Polyus Gold самое высокозатратное – Титимухта (около $1200/унция), а также россыпи и Куранах (около $1000). «Мы планируем продолжить самостоятельное развитие действующих активов», – отметил представитель Polyus Gold, добавив, что для перспективных проектов компания не исключает привлечения партнеров (в мае компания договорилась о сотрудничестве с China Gold). «Мы не планируем продавать наши активы», – передал через пресс-службу гендиректор Nordgold Николай Зеленский.

По мнению Сосновского, компании уровня Polymetal или Polyus Gold не согласятся отдавать активы дешево и скорее всего будут применять к «дочкам» те же мультипликаторы, что и к материнским структурам. Собственных средств средним компаниям с долей в общероссийском производстве около 2% может и не хватить: их годовая выручка в среднем 4–6 млрд руб.