Статья опубликована в № 3867 от 07.07.2015 под заголовком: «Аэрофлот» собирает рынок

«Аэрофлот» занял 45% рынка авиаперевозок в России

За три года доля компании увеличилась в 1,5 раза

  • Мария Киселева

«Аэрофлот» наращивает долю рынка в отличие от конкурентов, говорится во вчерашнем отчете группы БКС. По итогам января – мая на компании группы приходилось около 45% пассажирооборота. За год этот показатель вырос на 7 п. п., а по итогам 2011 г. был ниже 30% (см. график). Исходя из данных Росавиации за пять месяцев нынешнего года доли конкурентов падали: «Сибири» – на 0,3 п. п. до 6,79%, «Трансаэро» – на 0,75 п. п. до 18,7%, «Ютэйр» – на 3,65 п. п. до 4,72%.

Все эти цифры рассчитаны только из показателей российских авиакомпаний. Данные перевозок иностранных компаний на российском направлении Росавиация не публикует. По данным «Аэрофлота», в последние годы они оставались стабильными – менее 20% пассажиропотока. В 2014 г. доля иностранных перевозчиков незначительно снизилась до 16,7%.

В отчете БКС говорится, что на авиационном рынке наблюдается естественный процесс консолидации по мере того, как региональные перевозчики выходят из бизнеса из-за экономических проблем или неспособности конкурировать с более крупными компаниями. «Статус национального чемпиона на российском рынке авиаперевозок означает, что «Аэрофлот» становится главным выгодополучателем мер, направленных на поддержку отрасли», – пишет БКС. Наконец, «Аэрофлот» получает от иностранных авиакомпаний роялти за транссибирские перелеты. Их размер не раскрывается. Источники «Ведомостей» говорили, что поступления от роялти составляют несколько сотен миллионов долларов в год. БКС оценивает поступления от роялти в $150–300 млн.

Представитель «Аэрофлота» среди причин роста назвал «слабость конкурентов» и сокращение ими провозных емкостей, а также увеличение транзитного трафика компаниями группы. Благодаря запуску дискаунтера у компании появилась возможность выдавливать конкурентов с конкретных направлений и таким образом задействовать свои самолеты, отмечает аналитик Raiffaisenbank Константин Юминов.

В каждый период были разные факторы, которые позволяли «Аэрофлоту» расти, говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. После кризиса 2008 г. с рынка ушло несколько крупных игроков – «Эйр юнион», «Скай экспресс» и «Авианова». Их доли достались «Аэрофлоту», «Трансаэро» и «Ютэйр». «Сибирь» тогда была вне игры. Компания была сосредоточена на урегулировании отношений с кредиторами и снижении долгового бремени. Сейчас аналогичные проблемы у «Трансаэро» и «Ютэйр».

У «Аэрофлота» таких проблем никогда не было, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Результат – даже в этом году компания наращивала флот. Это и позволяет «Аэрофлоту» единственному из лидеров рынка наращивать долю. Запуск лоукостера «Победа» (уже вошел в топ-10 российских авиакомпаний) позволил «Аэрофлоту» занять все сегменты авиаперевозок – от премиальных и региональных до низкобюджетных, отмечается в отчете БКС.

Чиновники пока не видят проблем в тотальном доминировании «Аэрофлота». Источник в одном из профильных ведомств поясняет, что для отрасли в этом нет никакой проблемы. «Такая ситуация есть на многих мировых рынках», – говорит он. Центральный аппарат ФАС также не рассматривал в последнее время дел о нарушении антимонопольного законодательства, пояснил представитель ведомства. Его коллеги из Минтранса и Росавиации от комментариев отказались.