Участникам госзакупок лекарств могут разрешить не оправдывать низкие цены

Их также освободят от гарантий исполнения госконтракта
Чиновники считают, что поддерживают фармотрасль в кризис/ А. Махонин/ Ведомости

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила поправки в федеральный закон о госзакупках, которые позволят участникам торгов не обосновывать предлагаемую цену контракта, в частности на поставки лекарств, даже если цена ниже начальной на 25% и более. Об этом говорится на сайте правительства. Кроме того, поставщики больше не будут обязаны подтверждать способность выполнить контракт, говорится в сообщении. Такая обязанность для участника аукциона – «необоснованно высокая нагрузка», а четких критериев гарантии исполнения у заказчиков все равно нет, объясняет свою позицию комиссия.

Обоснование цены являлось методом борьбы с демпингом, пояснил представитель Минэкономразвития, разработчик поправок. До сих пор, по его словам, в качестве гарантии участник торгов при заключении контракта должен был предоставить обеспечение в 1,5-кратном размере. Чтобы участвовать в аукционе, нужно предоставить банковскую гарантию на сумму, значительно превышающую наценку дистрибутора, подтверждает топ-менеджер крупного дистрибутора лекарств, ежегодно участвующего в госзакупках.

На практике же существующая процедура положительного результата не дала, признает чиновник Минэкономразвития, поэтому ее решено отменить. Норма была излишним требованием и бюрократической нагрузкой, передал через представителя гендиректор ГК «Р-фарм» Василий Игнатьев. Участники аукционов и раньше не обосновывали цены, указывает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. В фармкомпании не поступают запросы на объяснение предлагаемой цены, хотя она часто ниже начальной на 25%, соглашается старший вице-президент французского фармпроизводителя Ipsen по России и СНГ Марина Велданова. На торгах выигрывает самая низкая цена и ее никто не обосновывает, подтверждает топ-менеджер крупного дистрибутора лекарств. В законопроекте нет принципиальных инноваций – просто существующая практика прописана официально, резюмирует Велданова.

Миллиарды на таблетки

159,4 миллиарда рублей – столько составил госпитальный рынок (закупки лекарств больницами) России по итогам 2014 г. в оптовых ценах, что на 25% больше, чем годом ранее, подсчитали аналитики группы компаний «Ремедиум», в упаковках он вырос на 15% до 729,8 млн шт.

Законопроект подготовлен Минэкономразвития как антикризисная мера в здравоохранении, говорится на сайте правительства. По словам представителя Минэкономразвития, ожидается, что Госдума рассмотрит поправки осенью.

Но это не те меры, которых ожидает от государства фармотрасль, категоричен Мелик-Гусейнов: реформировать надо саму систему ценообразования при госзакупках. По его словам, цена, установленная заказчиком, изначально завышена, что и позволяет дистрибуторам предлагать лекарства на 25% дешевле.

Кроме того, из-за этих технических изменений возникает риск допуска к госзакупкам некачественных препаратов, указывает Мелик-Гусейнов: любая компания-однодневка сможет поставлять лекарства без объяснений столь низкой цены и гарантии выполнения обязательств. Подобная практика согласуется с намерением правительства узаконить параллельный импорт лекарств (т. е. ввозить товар без разрешения владельца прав на его товарный знак. – «Ведомости») и дает таким компаниям преимущество на региональных рынках, отмечает эксперт.

Сейчас госзакупки лекарств от непроверенных препаратов защищены непосредственно госсистемой контроля качества, говорит топ-менеджер крупного дистрибутора лекарств. Введение же параллельного импорта разрушит существующий контроль качества и может привести к непредсказуемым последствиям, считает он. Для регулирования качества есть закон об обороте лекарственных средств, возражает представитель Минэкономразвития, а законодательство о контрактной системе устанавливает порядок закупки препаратов, уже прошедших все необходимые исследования и получивших соответствующее регистрационное удостоверение.

Представитель Минздрава на запрос «Ведомостей» не ответил.