Крупный ритейл замедляет обороты из-за снижения инфляции и экономных покупателей

В июне рост продаж «Магнита» замедлился до 24,6%
Крупный ритейл замедляет обороты из-за снижения инфляции и экономных покупателей/ Е. Разумный/ Ведомости

Выручка крупнейшей российской розничной сети - краснодарской компании “Магнит” замедлила рост до 24,57% в июне 2015 г., сообщила компания данные на основе управленческого учета. Выручка в сопоставимых магазинах за II квартал выросла на 8,61% при оттоке трафика на уровне 0,6% и росте чека на 9,26%.

За полугодие предварительная консолидированная чистая неаудированная выручка выросла на 30,04% год к году до 453,69 млрд руб. (без НДС).

За июнь сеть “Магнита” выросла на 191 магазин - до 10 728 торговых объектов: 8890 "магазинов у дома", 201 гипермаркет, 110 магазинов «Магнит семейный» и 1527 магазинов дрогери.

Выручка основного формата - "магазинов у дома" - замедлила рост до 22% в июне. А наиболее быстро наращивали оборот магазины дрогери - на фоне ускоренного открытия новых торговых объектов: их продажи за июнь выросли более чем вдвое до 3,09 млрд руб. при росте торговой площади почти на 90%.

Причины замедления роста выручки “Магнита” в июне - высокая база прошлого года, замедлившаяся инфляция и сокращение среднего чека из-за переключения покупателей на более дешевые продукты, так в сообщении компании прокомментировал результаты гендиректор и основной владелец “Магнита” Сергей Галицкий.

По данным Росстата, инфляция в июне 2015 г. составила 0,2% по сравнению с 0,6% в июне 2014 г., а с начала 2015 г. - 8,5% по сравнению с 4,8% год назад. При этом в августе, по оценке Минэкономразвития, высока вероятность дефляции, заявлял ранее министр Алексей Улюкаев.

За год выручка “Магнита”, по прогнозу менеджмента ритейлера, вырастет на 28-32%. Аналитики Credit Suisse в прогнозе результатов “Магнита” за полугодие отмечали, что их текущий прогноз по росту продаж на год (29,7%) выглядит “довольно оптимистично, учитывая продолжающуюся экономию потребителей, отсутствие роста их доходов и торможение инфляции. Реальные доходы россиян за первые пять месяцев упали на 3%, зарплаты – на 8,8%, пенсии – на 4,2%.

Выручка тройки крупнейших российских ритейлеров – «Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» – начала замедлять рост уже к концу I квартала 2015 г. Тогда продажи «Магнита» в марте выросли на 30,4%, а в феврале было 35,3% и в январе – 34%; у группы «Дикси» в марте – на 24,6%, а в феврале было 28,5% и в январе – 30,7%. По результатам полугодия другие крупнейшие ритейлеры отчитаются после “Магнита”.

Стабилизация роста выручки, наметившаяся в последнее время, - устойчивая тенденция, отмечают аналитики “Сбербанк-CIB”: “Потребители скорректировали свои продовольственные бюджеты с учетом новых экономических условий”. Половина россиян (50% респондентов) стали больше, чем прежде, экономить на продуктах, по данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в конце июня. Более дешевые продукты стали покупать 40% россиян, покупать меньше еды, не покупать совсем какие-то продукты – каждый третий, реже ходить за продуктами – каждый седьмой.

Аналитики “Сбербанк- CIB”ожидают замедления темпов роста продаж по всем крупнейшим сетям. Но, по их мнению, второй по обороту ритейлер в России - X5 Retail Group может в отличие от конкурентов нарастить выручку почти такими же темпами, как и в январе - марте, на пике продовольственной инфляции. “Магазины “Пятерочка” продолжают ощущать положительный эффект от оптимизации ассортимента и логистики, а также привлекательных цен”, - считают аналитики. По их оценкам, продажи этого формата вырастут на 32%, а консолидированная выручка группы – на 26% за II квартал 2015 г.

Наиболее слабых результатов аналитики “Сбербанк-CIB” ждут от сети гипермаркетов “О’кей”. Они прогнозируют рост продаж в разы ниже инфляции - на 4% за квартал и на 6% за полугодие. ”Продолжился отток покупателей в магазины конкурирующих сетей (в основном магазины “Ленты”), который начался в прошлом году после введения ограничений на импорт продовольствия, негативно отразившихся на когда-то богатом ассортименте “О’кей”, - полагают эксперты. Кроме того, рассуждают аналитики, компания недостаточно быстро отреагировала на “увеличение инвестиций конкурентов в цены”.