Статья опубликована в № 3871 от 13.07.2015 под заголовком: В кризис хуже пьется

В мире стали пить меньше водки

Это связано с экономическими сложностями в России и на Украине

  • Мария Кунле

Таковы результаты исследования авторитетного издания Drinks International. Из 52 водочных брендов в списке «миллионеров» (годовые продажи которых превышают 1 млн 9-литровых кейсов) в 2014 г. осталось только 46. При этом 24 из них, по подсчетам журнала, снизили продажи. Британская Diageo по-прежнему лидер. Но продажи ее флагманского бренда Smirnoff снизились на 2% до 25,6 млн 9-литровых кейсов – впервые с 2010 г., указывает Drinks International. Ближайший соперник – Absolut (Pernod Ricard) уменьшил продажи в 2014 г. на 4% до 11,1 млн 9-литровых кейсов.

По данным Drinks International, в 2014 г. мировые производители продали на 5% меньше водки (в объемном исчислении). Виной этому стал провал на основном для этого напитка рынке Восточной Европы – он исчисляется двузначными цифрами, пишет издание. По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), примерно из 350 млн дал водки, потребляемых в мире, не меньше 50% приходится на Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан. И сложности в Восточной Европе в первую очередь касаются России, где, как считают авторы Drinks International, на продажи давит общее ухудшение экономической ситуации вкупе с законодательством – установленной государством минимальной розничной ценой на водку. Она толкает потребителя к покупке продукции нелегального происхождения. До 1 августа 2014 г. минимум составлял 199 руб. за 0,5 л, с 1 августа 2014 г. – уже 220 руб. Правда, с 1 февраля он был снижен до 185 руб. Сказалось и существенное снижение доходов населения в России и на Украине.

По данным Росстата, официальные отгрузки с заводов (производители обычно учитывают их как продажу) в 2014 г. снизились на 24,8%, производство – на 22% до 63,6 млн дал.

Так, продажи двух из присутствующих в списке «миллионеров» брендов «Синергии» – «Беленькой» среднего ценового сегмента и «Мягкова» субпремиального сегмента в 2014 г. снизились на 22 и 8% до 4,7 млн и 1,1 млн кейсов соответственно, следует из рейтинга издания. Это связано с увеличением ставки акциза на 25% с 400 до 500 руб. за 1 л спирта, что повлекло увеличение стоимости продукции примерно на 17%, поясняет предправления «Синергии» Александр Мечетин. Также он указал на снижение покупательной способности потребителей и конкуренцию со стороны нелегальной продукции. В то же время продажи «Государева заказа» низкоценового сегмента в 2014 г. выросли на 4% до 1,6 млн кейсов. Это, считает Мечетин, свидетельствует о переключении части потребителей на более дешевую продукцию. В целом же отгрузки «Синергии» в 2014 г. сократились только на 12%, что лучше рынка, подчеркнул он.

Сибирская алкогольная группа в 2014 г. снизила продажи флагманской водки «Пять озер» на 14% до 5,5 млн кейсов, пишет Drinks International. Коммерческий директор Наталья Никитина, чьи слова передал представитель компании, тоже указывает, что продажи снизились меньше, чем в целом по рынку. Сейчас наблюдается стабилизация спроса, и за счет концентрации на несетевой рознице компания уже нарастила дистрибуцию во всех регионах, в чем видит и дальнейший потенциал для роста. Конкретных планов по продажам представитель группы не раскрыл.

Продажи принадлежащей Roust «Зеленой марки» в 2014 г. снизились на 30%, а с 2010 г. – более чем вдвое (с 10,9 млн до 4,2 млн кейсов), подсчитало Drinks International. Этот бренд, ориентированный на российский рынок, по данным издания, стал единственным падавшим в 2014 г. брендом Roust. Представитель Roust не ответил на запрос «Ведомостей», но в отчете компании за 2014 г. говорилось, что наиболее существенный вклад в общее снижение продаж (на 9,2% до 26,7 млн кейсов) сделала Россия (18,7% до 13,54 млн кейсов).

Drinks International не учитывает, что в 2015 г. впервые за несколько лет не было повышения акциза на водку, а значит, перед этим производители не продавали свою продукцию в авральном режиме, отмечает гендиректор ЦИФРРА Вадим Дробиз. С тем же, что резкое повышение минимальной розничной цены спровоцировало переход части потребителей на нелегальную продукцию, он согласен. По оценке Дробиза, в 2013 г. 50% всей проданной водки были нелегальными, а в 2014 г. – уже 53%. Данные правительства иные: в апреле вице-премьер Александр Хлопонин сообщал, что разница между объемами производства и продажи водки в 2014 г. составила 22,5%, или 14,4 млн дал. В 2013 г. эта цифра составила 7,3%, сказал Хлопонин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать