Аэропорты задерживают аренду за инфраструктуру
Операторам российских аэропортов не нравится механизм расчета арендных ставок на аэродромное имуществоНекоторые российские аэропорты не заключили договоры за пользование аэродромной инфраструктурой или не платят за нее, заявило ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (АГАА). По закону аэродромное имущество – взлетно-посадочные полосы, коммуникации под ними – принадлежит государству, которое владеет ими через специальный ФГУП и сдает в аренду операторам аэропортов. Прежде аэропорты платили Росимуществу, в 2002 г. было создано ФГУП «АГАА», которое получило все аэродромы, оно же стало взимать аренду, объясняет гендиректор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Цена аренды и частота ее пересмотра зависят от исторических договоренностей между ФГУПом и аэропортами, говорит эксперт.
Какие аэропорты не заключили договоры аренды имущества, а какие заключили, но не оплачивают аренду, представитель ФГУП «АГАА» назвать отказался. Аренду не платят аэропорты Сочи, Нарьян-Мара, Омска, Астрахани, Екатеринбурга и Петрозаводска, пишет ТАСС со ссылкой на свои источники. В картотеке арбитражных дел есть данные о спорах между ФГУП «АГАА» и аэропортами. В конце января этого года ФГУП подал иск к аэропорту Сочи о взыскании 22,8 млн руб. «неосновательного обогащения», в начале апреля – к омскому аэропорту на 31,2 млн руб., в конце июня – к аэропорту Астрахани на 2,2 млн руб. Решений по этим делам еще нет.
Операторы объясняют неплатежи тем, что определение арендной платы непрозрачно и не привязано к коммерческой деятельности аэропортов, пишет ФГУП «АГАА». Между ФГУПом и аэропортом Сочи есть разногласия по поводу установления величины арендной платы, идет судебное разбирательство, рассказал представитель «Базэл аэро» (управляет аэропортом Сочи). Проведя сравнительную оценку, аэропорт обнаружил «необоснованное завышение арендной платы» в сравнении с другими аэропортами, уточнил представитель. Он говорит, что аэропорт Сочи сейчас платит аренду, опираясь на проведенный сравнительный анализ. Никаких конкретных цифр он не назвал. В 2014 г. расходы на обслуживание аэропорта Сочи составили 2,6 млрд руб., говорится в годовом отчете, но что включено в эту строку, не расшифровывается. Представитель «Базэл аэро» добавил, что часть объектов, переданных аэропорту в аренду, имеют дефекты и недостатки: «Из-за некачественно выполненных ФГУП «АГАА» работ по устройству водосточно-дренажной системы перрона аэропорт получил многомиллионный ущерб во время недавнего ливня в Сочи».
Максимальная ставка
100% - такую часть выручки от операций взлетов-посадок Минтранс предлагает платить аэропортам, которые зарабатывают на этом более 800 млн руб. в год
Есть вопросы по методике расчета арендной платы и у «Аэропортов регионов» (управляет аэропортом «Кольцово» в Екатеринбурге), рассказал представитель холдинга. От дополнительных комментариев он отказался.
ФГУП «АГАА» предлагает перейти к единому принципу расчета ставки. Механизм разработал Минтранс: он предлагает считать ставку, исходя из выручки аэропорта за взлеты и посадки. Ставка будет дифференцированной. Минимальная плата – 5% от выручки за взлеты и посадки – будет взиматься с аэропортов, которые зарабатывают на этом меньше 20 млн руб. (см. врез). Единая методика для всех – это хорошая идея, говорит представитель «Аэропортов регионов».