Избыток вагонов обошелся РЖД в 14 млрд рублей

Дополнительные расходы монополия компенсировала благодаря повышению тарифов на экспортные грузы
Средняя скорость на сети РЖД в прошлом году была 325 км/сутки/ А. Гордеев/ Ведомости

РЖД впервые раскрыла, как выросли ее расходы из-за избытка вагонов на сети. Профицит парка вагонов на сети увеличил расходы РЖД в 2014 г. на 14 млрд руб., говорится в годовом отчете монополии. Всего расходы РЖД в 2014 г. были 1,3 трлн руб. (они увеличились в сравнении с 2013 г. на 1,9%). «Лишние» вагоны снижают эффективность использования путей и локомотивов, что и приводит к дополнительным тратам, объяснил представитель РЖД.

Эффективность использования путей определяется участковой скоростью (скорость движения между станциями, где обрабатываются транзитные грузы), производительностью локомотива (сколько тонно-километров приходится на один локомотив) и оборотом вагона. Каждый из этих показателей в 2014 г. снизился, следует из отчета РЖД. Например, оборот вагона – на 0,5% до 17 суток. Средняя скорость на сети РЖД в прошлом году была 325 км/сутки. Но сравнивать ее с показателем 2013 г. нельзя – монополия изменила методику расчета.

В 2014 г. на путях РЖД в среднем находилось 339 000 вагонов в сутки, из них 215 000 не использовались в перевозке, констатирует монополия в своем отчете. РЖД отмечает, что рост числа вагонов произошел за счет увеличения количества парка частных владельцев – на 31 800, парк же самой монополии, наоборот, сократился на 10 700 вагонов. Всего, по данным РЖД, количество вагонов на сети в 2014 г. выросло на 1,2% до 1,22 млн (см. график). Из них 17% были не задействованы в перевозке или неисправны, подсчитали специалисты «Infoline-аналитики». В 2013 г. профицит был даже больше – 19,2% от общего парка, но финансовое состояние РЖД было лучше. В 2014 г. выручка РЖД выросла на 1,8% до 1,4 трлн руб., но монополия ушла в минус – чистый убыток составил 44,1 млрд руб.

По данным «Infoline-аналитики», за первые шесть месяцев этого года доля лишних вагонов на сети выросла до 21% от общего числа вагонов. Правда, с конца прошлого года общий парк сократился на 1,7% до 1,2 млн вагонов из-за массового списания вагонов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сокращение профицита поможет сбалансировать рынок вагонов и может привести к росту ставки аренды вагонов, отмечает он. Сейчас ставка аренды вагонов на исторических минимумах – около 350 руб./сутки. По прогнозам Бурмистрова, рост ставки возможен не раньше следующего года.

РЖД в прошлом году частично компенсировала затраты на обслуживание разросшегося парка. Монополия заработала дополнительные 12,2 млрд руб. выручки, воспользовавшись правом менять тариф на определенные виды грузов в пределах установленных границ (повышать стоимость перевозки до 13,4% и снижать на 12,8%). Большую часть прибавки обеспечили поступления от роста тарифов на экспорт нефтяных грузов с августа прошлого года – 7,1 млрд руб. В декабре 2014 г. РЖД повысила стоимость перевозки всех экспортных грузов на 13,4%, но в январе дала скидку: на перевозку энергетического угля (тариф был повышен только на 1,3% от обычного). В 2015 г. монополия рассчитывает заработать на повышении экспортных тарифов 29 млрд руб., говорил источник «Ведомостей», близкий к монополии. Представитель монополии не раскрывает планы по доходам от индексации тарифа на экспорт.

В этом году РЖД получит больше дополнительных доходов от собственников «лишних» вагонов – ФСТ ввела плату за простой вагонов на инфраструктуре РЖД с 7 июня (она может достигать 200 руб. за вагон в сутки при средней ставке аренды вагона 350 руб. в сутки). Сколько на этом заработает монополия, непонятно. Говорить о технологических и финансовых результатах принятых мер еще рано, говорит представитель РЖД.