ФГК увеличивает парк вагонов

Компания арендовала 12 700 вагонов у «Трансфин-М»
Арендовать вагоны без гарантированной загрузки ФГК нужно, чтобы заместить списанные вагоны/ Е. Разумный/ Ведомости

Федеральная грузовая компания (ФГК) в 2014 г. заключила контракт с «Трансфин-М» (принадлежит структурам НПФ «Благосостояние», который управляет пенсионными накоплениями сотрудников РЖД) на аренду 12 700 вагонов, говорится в годовом отчете оператора. Речь идет об аренде полувагонов, пояснил источник, близкий к одной из компаний, не уточнив параметры сделки. В отчете «Трансфин-М» не раскрыты условия контракта с ФГК, но указано, что ставки на оперирование парком компании находятся на уровне среднерыночных или превышают их. Аренда одного вагона в сутки стоит 350 руб., год назад было 400 руб. Представители компаний на вопросы «Ведомостей» не ответили.

ФГК в своем отчете пишет, что расходы компании от аренды вагонов в 2014 г. составили 3,3 млрд руб. Помимо вагонов «Трансфин-М» ФГК арендовала 2600 полувагонов у СУЭК и 3400 – у RailGarant. Все свои полувагоны в 2014 г. передавал ФГК «Новотранс» (тогда принадлежал холдингу СДС). «Новотранс» в этом году забрал вагоны у ФГК (около 20 000), не выполнив обязательства по их загрузке, рассказывали источники «Ведомостей», близкие к компаниям. Правда, вагоны у последних ФГК арендовала вместе с контрактами на перевозку грузов.

Арендовать вагоны без гарантированной загрузки ФГК нужно, чтобы заместить списанные вагоны, объясняет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По данным ФГК, компания занимает 23% рынка по числу вагонов, больше только у Первой грузовой компании (принадлежит Владимиру Лисину). Доля ФГК в перевозках по железным дорогам – 11,3%. Стратегия ФГК – сохранить долю рынка после списания вагонов, поясняет Бурмистров. В 2014 г. ФГК перевезла на 8,2% больше грузов, чем в 2013 г., – 161,9 млн т.

У «дочки» РЖД один из самых старых парков на рынке. По данным Минпромторга, 39% вагонов ФГК (62 320) – с истекшим сроком службы. ФГК списывает вагонов больше, чем остальные операторы: в прошлом году компания списала 15 000, в этом – 17 000. Но покупает компания в разы меньше: в прошлом году она купила всего 1700 вагонов, в этом году планирует приобрести еще 3900.

На вагоны приходится 28% лизингового портфеля «Трансфин-М». Парк грузовых вагонов у компании диверсифицированный: 50% – полувагоны, 50% – специализированный парк (в том числе и цистерны), рассказывается в годовом отчете «Трансфин-М». В прошлом году парк вагонов компании вырос на 40% до 53 739. ФГК – крупнейший клиент для «Трансфин-М», второй – «РТ оператор», который арендовал у лизинговой компании 11 215 вагонов. Выручка компании выросла на 45% до 16,6 млрд руб., чистая прибыль «Трансфин-М» снизилась почти на 30% до 1,3 млрд руб.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии «Ведомостей»