Банки торгуются за долг «Мечела»

Сбербанк не сможет продать долги компании по номиналу, Газпромбанк просит скидку в 10–15%
Газпромбанк не готов переплачивать Сбербанку за долг «Мечела»/ С. Портер/ Ведомости

«Ведомостям» стали известны детали переговоров о продаже Сбербанком долга «Мечела» Газпромбанку. Изначально топ-менеджеры «Сбера» объявляли о намерении переуступить всю задолженность – $1,36 млрд, причем по номиналу. Купить долг изъявил желание крупнейший кредитор «Мечела» – Газпромбанк ($2 млрд), переговоры на этот счет ведутся около месяца.

Но покупать долг по номиналу Газпромбанк категорически не согласен. Он сразу же попросил скидку – 30% к номиналу, рассказывают два человека, близких к разным сторонам переговоров. Сбербанк предложил снизить скидку до 10–15%. На таких условиях Газпромбанк согласился выкупить лишь половину долга «Мечела» перед Сбербанком, говорит один из собеседников «Ведомостей». «Половину или треть», – отмечает второй. Он добавляет, что финального решения еще не принято и переговоры продолжаются.

Скидка в 10–15% выглядит неадекватной текущему состоянию «Мечела», считает аналитик UBS Николай Сосновский. По его словам, такой дисконт предполагает, что компания сможет выплатить долг в ближайшие 5–7 лет, а это не так. «Для Сбербанка продать сейчас даже треть долга за 85–90% от его цены было бы отличным вариантом. Газпромбанк, предлагая живые деньги Сбербанку, вполне может поторговаться за более существенную скидку, – говорит Сосновский. Зато если сделка состоится, то Газпромбанк может не создавать 100%-ные резервы под этот долг, считает долговой аналитик «Велес капитала» Иван Манаенко. По его словам, этот долг можно переупаковать и начислить резерв до 25%.

Если стороны договорятся, оставшуюся часть долга Сбербанк должен будет реструктурировать, говорит человек, близкий к одной из сторон переговоров. Это было бы логично, считает портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. В обмен на хорошие условия выкупа Сбербанк должен пойти на уступки и реструктурировать задолженность «Мечела», как и остальные банки-кредиторы – ВТБ и Газпромбанк. В случае если такая схема сработает, долг «Мечела» перед Сбербанком снизится не более чем до $680 млн, а процентные платежи за пользование кредитом банк будет получать около $70–80 млн в год (сейчас должно приходиться около $200 млн), подсчитал аналитик RMG Андрей Третельников.

Возможная покупка Газпромбанком лишь части долга «Мечела» у Сбербанка не отменяет того, что Газпромбанк затем конвертирует часть задолженности компании в долю в Эльгинском угольном месторождении, говорит источник «Ведомостей», близкий к одному из госбанков. Сколько составит долг «Мечела» перед Газпромбанком в случае реализации этой схемы, собеседники «Ведомостей» назвать отказались. Так как размер скидки, а соответственно, и доли в Эльгинском месторождении, которую получит Газпромбанк, пока не определены, объясняют они. За 1,5 года переговоров с кредиторами по реструктуризации долга «Мечелу» удалось договориться пока только с ВТБ (согласился снизить ставку до «ЦБ плюс» и перенести погашение тела основного долга на 2018–2019 гг. в обмен на погашение процентной задолженности) и Газпромбанком (условия еще не известны).

Если банки сейчас согласятся на реструктуризацию долгов «Мечела», то вопрос о рефинансировании или повторной реструктуризации может еще раз встать через 3–5 лет, уверен Третельников. Если цены на коксующийся уголь и курс рубля не изменятся, то «Мечел» будет получать около $800 млн EBITDA в год, при этом компании нужно будет платить проценты, делать минимальные инвестиции в поддержание производств. Такими темпами выплатить огромный долг в ближайшие 10 лет «Мечел» не сможет, иронизирует Третельников.

Представители Газпромбанка, «Мечела» и Сбербанка отказались от комментариев.