Число участников авиасалона МАКС-2015 сократилось

Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания отказались от организации экспозиций
Меньшее количество стран - участников было в последний раз в 1999 г. (по данным "РИА Новости", тогда их было 28)/ М. Стулов/ Ведомости

Организаторы МАКС-2015 объявили о планах «кризисного» салона. Общее количество стран и компаний-участников, по всей видимости, будет одним из самых низких с начала двухтысячных годов. Так, представители организаторов рассказали, что на данный момент об участии заявили около 740 компаний (584 российских и 156 иностранных) из 30 стран. Меньшее количество стран-участников было в последний раз в 1999 году (по данным РИА Новости, тогда их было 28), наименьшее число компаний последний раз участвовало в 2009 году - 711.

Меньше участников - дороже салон

Замгендиректора компании «Авиасалон» Владимир Советкин заявил в четверг, что расходы организаторов авиакосмического салона МАКС-2015 выросли на 10-15% по сравнению с предыдущим салоном, а доходы уменьшились. При этом организаторы увеличили цену на выставочные площади примерно на 10%.

Как сообщил в среду первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин, на МАКСе будет представлено 7 национальных павильонов - Франции, Бельгии, Чехии, США, Швейцарии, Ирана и Белоруссии. Самую широкую экспозицию из иностранных участников представит Франция. Величина экспозиции из Китая увеличилась по сравнению с прошлым салоном почти в 3 раза.

На прошлом салоне 12 стран организовывали свои национальные экспозиции. Из них от такого формата в этом году отказались Германия, Канада, Украина, Польша, Великобритания и Дания.

Впрочем, как пояснил представитель компании «Авиасалон», многие иностранные фирмы предпочли участвовать в МАКСе вне рамок национальных экспозиций - среди прочего, такая форма участия обходится дешевле. Например, несмотря на отсутствие национальной экспозиции Канады, в салоне будут участвовать 7 компаний из этой страны, в том числе, производитель самолетов Bombardier. Представитель компании пояснил, что поскольку у Bombardier есть российский офис, который занимается продажами и маркетингом, а также российские клиенты, канадский производитель отправляет делегацию на МАКС.

Среди стран, которые не стали в этом году организовывать национальные экспозиции, есть такие, которые не будут представлены и на уровне отдельных компаний. Например, практически полностью исключено участие в МАКСе украинских предприятий. «На месте ушедших компаний из Украины («Антонов», «Мотор Сич», «Ивченко прогресс») и Израиля появились новые экспоненты из Китая, Турции, Южной Африки и других стран», – заявил в понедельник Глеб Никитин.

На МАКС-2013 украинские компании, которые упомянул первый замминистра промышленности и торговли, участвовали и в летной и в статической программе. При этом, по крайней мере, сотрудничество с одной из этих компаний – «Мотор Сич» - российская промышленность не прекратила. Так, в понедельник вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что в сфере гражданского вертолетостроения Россия до сих пор зависит от импортных двигателей, в том числе украинских . «Мы на Климовском заводе в Санкт-Петербурге развернули производство двигателей ВК-2500. Это фактически закрывает наши потребности по военной технике («Камов» и «Ми»). Но в гражданских версиях мы, конечно, зависимы до сих пор. Я уж не говорю про вертолет Ми-26, двигатель которого производится в Запорожье («Мотор Сич»)», - заявил он (цитата по Интерфаксу).

В этом году в списке участников, опубликованном на сайте авиасалона, от Украины указаны АО «Элемент» (по данным СПАРК, зарегистрированный в Одесской области), а также ГП «Луганский авиационный ремонтный завод». Согласно СПАРК, владельцем этого предприятия является Укроборонпром, украинский кабмин планировал включить его в список стратегических . По данным на сайте завода, он находится на окраине Луганска - на территории, подконтрольной самопровозглашенной ЛНР. По словам менеджера одного из предприятий отечественной оборонной промышленности, Луганскому АРЗ оказывается помощь со стороны ряда российских организаций, чтобы оно могло участвовать в салоне с целью поиска партнеров и сохранения рабочих мест. По его словам, услуги завода - ремонт редукторов для вертолетов - востребованы и в России.

В то же время председатель Народного совета самопровозглашенной Луганской народной республики Алексей Карякин пояснил, что Луганский авиаремонтный завод не разрушен, но продукцию сейчас не производит. Отвечая на вопрос о причине участия завода в авиасалоне МАКС, он отметил, что образцы продукции и технологий завода есть, так что он может быть снова запущен.

Несмотря на сокращение числа участников, организаторы салона МАКС-2015 рассчитывают, что в ходе выставки будет заключено большое количество контрактов, сообщил замминистра промышленности и торговли Андрей Богинский. Замгендиректора компании «Авиасалон» Владимир Советкин напомнил, что на предыдущем авиасалоне было заключено контрактов на $21 млрд.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)