«Газпром» оценил первую нитку «Турецкого потока» в 5 млрд евро

Цена может снизиться, если Турция согласится хотя бы на вторую нитку, считают эксперты
Предправления «Газпрома» Алексей Миллер (на фото слева) может согласиться на строительство одной ветки «Турецкого потока» только при ее высокой цене/ Photoxpress

Стоимость строительства четырех ниток газопровода «Турецкий поток» мощностью 63 млрд куб. м газа в год составит 11,4 млрд евро (без НДС), заявил в понедельник заместитель начальника департамента по управлению проектами «Газпрома» Алексей Серебряков. При этом первая нитка обойдется в 4,3 млрд евро (без НДС), т. е. на нее придется почти 40% всех затрат на газопровод.

С НДС труба будет стоить 13,45 млрд евро, а первая нитка – 5 млрд евро.

«Турецкий поток» идентичен по мощности и протяженности морской части «Южного потока», которому он пришел на смену. Стоимость строительства «Южного потока» «Газпром» оценивал в 14 млрд евро. Правда, в начале июня зампред правления «Газпрома» Александр Медведев говорил, что цена «Южного потока» оценивалась в 13,2 млрд евро и она «была объявлена не раз». Тогда он сказал, что цена «Турецкого потока» будет сопоставима и, чтобы оценить стоимость его первой нитки, достаточно общую цену трубы разделить на четыре. Таким образом, «Газпром» ориентировался на 3,3 млрд евро. Медведев это подтверждал.

В стоимость первой нитки заложены все затраты на проект, говорит источник «Ведомостей», близкий к «Газпрому». Компания заказала и уже почти полностью получила трубы для двух ниток еще «Южного потока» на 2 млрд евро, которые планируется использовать для строительства «Турецкого». Кроме того, из-за отсутствия межправительственного соглашения между Россией и Турцией «Газпром» не смог, как планировал, приступить к строительству первой нитки «Турецкого потока» в июне и расторг контракт с подрядчиком, итальянской Saipem, которая теперь требует неустойку.

В пятницу «Интерфакс» со ссылкой на источники сообщил, что «Газпром» думает над тем, чтобы вместо четырех ниток «Турецкого потока» построить одну или две. В Минэнерго пояснили, что с Турцией обсуждается подписание межправительственного соглашения о строительстве одной нитки или четырех, но ответа пока нет.

Выгода на $1 млрд

От скидки в 10,25% на российский газ Турция рассчитывает получить выгоду в размере $1 млрд, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на Йылдыза. «Турция не видит препятствий для строительства первой нитки в запланированном «Турецком потоке», – сказал он.

Ранее министр энергетики Турции Танер Йылдыз говорил, что Россия настаивает на подписании соглашения о строительстве четырех ниток, хотя Турция готова пока подписаться только под одной (см. врез).

«Проектной конфигурацией «Турецкого потока» предусмотрено строительство четырех ниток газопровода», – подтвердил в понедельник Серебряков.

Первая нитка «Турецкого потока» рассчитана на поставки газа в Турцию. По ней должен пойти газ, который Турция сейчас получает из России транзитом через Украину. «Газпром» рассчитывал, что с помощью остальных трех ниток он после 2019 г. сможет полностью отказаться от транзита газа через Украину в Европу.

Заложив все затраты в первую нитку «Турецкого потока», «Газпром» сможет обосновать, почему большая скидка для Турции невозможна, считает директор Small Letters Виталий Крюков. А если Турции согласится на строительство хотя бы двух ниток, то затраты снизятся, объясняет он.

Аналитик UBS Максим Мошков оценивал стоимость строительства всех ниток «Турецкого потока» в 15,4 млрд евро. Он считает, что цена первой нитки получится даже ниже, чем ожидалось, в том числе из-за расторжения контракта с Saipem. Первая нитка всегда дорогая, так как нужно провести большие работы по мобилизации ресурсов, найти подрядчиков, субподрядчиков, говорит он.

Мошков считает, что все четыре нитки «Турецкого потока» могут быть построены, но только к 2022 г. «Газпром» рассчитывал, что они заработают в конце 2019 г.

«Главная проблема «Турецкого потока» – это его высокая стоимость. Прокладка трубы по дну моря значительно увеличивает затраты и отражается на рентабельности. Соответственно, газ, перекачивающийся по такой ветке, по определению не сможет быть дешевым», – говорил ТАСС неделю назад бывший гендиректор турецкой Botas Мете Гекнель. Он также отмечал, что сейчас переговоры идут только о строительстве одной ветки для Турции. Однако главным вопросом переговоров остается, по его мнению, итоговая стоимость газа. «Поскольку «Турецкий поток» не сможет предложить дешевое топливо, возможны другие варианты. В частности, может быть пересмотрен маршрут магистрали или «Турецкий поток» превратится в «Голубой поток – 2». Этот вариант остается актуальным», – говорил Гекнель.