Продажи зарубежных туров в Петербурге упали на 40%
Турагентств становится меньше
С начала августа приостановили работу два петербургских турагентства – «Трайв тур» и «Сансет трэвел». Туристы, оплатившие путевки, не уехали на отдых или не смогли заселиться в отели. Прокуратура Петербурга проводит проверку по обоим случаям.
В 2013 г. в Петербурге было около 2500 турагентств, теперь их осталось примерно 1500, говорит Павел Румянцев, заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного отделения РСТ. По его словам, к началу 2016 г. их число может сократиться до 1000. На туристическом рынке Петербурга присутствует около 2500 фирм, у которых основной ОКВЭД соответствует туристической деятельности, и почти 8000, у которых данный ОКВЭД дополнительный, время от времени они покупают туры у туроператоров «для себя», занимаясь совсем другой деятельностью, оценивает представитель Альянса туристических агентств (АТА) в Северо-Западном регионе, гендиректор ООО «Едемвотпуск.ру» Ирина Семенова.
Продажи туров падают, это связано с общим экономическим спадом, ростом курсов валют, санкциями, отмечает Румянцев. В этом году продажи снизились на 40%, владелец думает о том, чтобы свернуть бизнес, говорит топ-менеджер небольшого турагентства. Когда курс валют стал выравниваться, появилась некоторая надежда на улучшение ситуации, но евро и доллар снова растут и люди не берут туры, сетует он. Продажи упали примерно на 30–40%, но зато увеличились запросы по внутреннему туризму, говорит Семенова. По ее словам, сократились Европа, Тунис и Египет, но выросли Крым, Абхазия, Карелия и Ленобласть. Турагентства пока не умеют работать с внутренним рынком и не знают, как продвигать этот продукт, поэтому рост на этом рынке не так велик, как надеялись участники рынка, замечает Румянцев.
По 1000 руб.
Тенденция к сокращению количества турагентств началась в июле, когда стало очевидно, что этот сезон по бронированиям на 30–40% слабее, чем прошлогодний, говорит Сергей Агафонов, гендиректор сети «Магазин горящих путевок» и соучредитель Союза туристических агентств (СТА). По его словам, доход агента от продажи тура составляет в среднем около 10%, при падении продаж этого не хватает на оплату офисов, зарплат и др. В основном с рынка уходят новые агентства, работавшие всего год-два, говорит Агафонов. По его словам, на рынке из-за отсутствия регулирования и низкого порога входа много мошенников, которые обманывают туристов и ухудшают отношение клиентов к турагентствам. Огромная часть агентов работает вне правового и этического поля – налоги не платятся, а скидки не соответствуют уровню маржинальности данного бизнеса, говорит Семенова. По ее словам, это формирует провалы и финансовые дыры агентов, которые покрывают средствами от проданных туров убытки от предыдущих продаж и внутренние расходы, вместо того чтобы перечислять их туроператору.
Турагентства, несмотря на наличие у туроператоров собственной розницы, остаются важным каналом продаж для туроператоров, доля продаж через агентства в среднем составляет не менее 50% и доходит до 60–70%, поэтому полностью они не исчезнут, считает Румянцев. В ближайшем будущем ожидается укрупнение агентского рынка посредством уменьшения количества агентств при неизменном количестве туристов, в туризме останутся самые сильные, прогнозирует Семенова.