«Аэрофлот» в первом полугодии получил убыток более 1 млрд рублей

Компания продолжает наращивать долю рынка и обновлять парк
В первом полугодии у «Аэрофлота» на 50% выросли расходы на основную деятельность/ Е. Разумный/ Ведомости

Чистый убыток «Аэрофлота» по РСБУ в первом полугодии 2015 г. составил 1,063 млрд руб. против прибыли в 3,39 млрд руб. за аналогичный период 2014 г., сообщила компания в квартальном отчете. Высокий сезон позволил «Аэрофлоту» улучшить финансовое положение. Его убыток по итогам I квартала был 4,229 млрд руб.

В первом полугодии у «Аэрофлота» на 50% выросли расходы на основную деятельность, говорится в отчете. Увеличился пассажирооборот и затраты на обновление и увеличение парка в условиях изменения курса валют и роста цен у контрагентов.

«Аэрофлот» в отличие от конкурентов продолжает наращивать свою долю рынка, писали в июле аналитики БКС. По итогам января – мая на группу «Аэрофлот» приходилось 45% пассажирооборота, за год ее доля выросла на 7 п. п. В январе – июне пассажирооборот «Аэрофлота» вырос на 9,6%, в то время как в целом по России он снизился на 5,8%.

Чтобы наращивать пассажирооборот на падающем рынке, нужно увеличивать затраты на маркетинг и демпинговать, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Выручка «Аэрофлота» от авиационной деятельности в первом полугодии выросла на 48,2%, билеты подорожали вслед за девальвацией рубля, но все равно меньше, чем выросла себестоимость, отмечает эксперт.

Одновременно коммерческие расходы (куда входит и маркетинг) в первом полугодии выросли более чем втрое до 47 млрд руб.

Правда, с 2015 г. все «дочки» «Аэрофлота» перешли под его коммерческое управление, теперь он занимается продажей всех билетов, выстраиванием маршрутной сети, расписанием и проч., неся дополнительные издержки. «Дочки» же теперь несут лишь эксплуатационные расходы и расходы по оплате труда, отмечает Рожков.

«Аэрофлот» продолжает наращивать парк. В 2014 г. он вырос на 22 самолета, сейчас составляет 162 машины. А в июле компания сообщила, что хочет вывести из парка до 43 судов, заменив их на новые. «Аэрофлот» закупает российские SSJ100. У него есть контракт на 30 самолетов, 20 из которых он уже получил. А в январе «Аэрофлот» подписал меморандум о покупке еще 20 SSJ100.

Среди других факторов, которые повлияли на финансовый результат, потери от хеджирования цен на топливо, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Ранее руководство компании заявляло, что до сентября 2015 г. 70% ее топлива захеджировано исходя из цены на нефть в $80 за баррель. По итогам 2014 г. по МСФО группа «Аэрофлот» получила из-за этого около 9 млрд руб. убытка.