Пивовары добровольно отказались от пластиковых бутылок емкостью более 1,5 л

Они прекратят использовать их с лета 2016 года
Сейчас на пиво в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л приходится 24% рынка, по данным Nielsen/ Е. Кузьмина/ Ведомости

С1 июля 2016 г. члены Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции (Союза пивоваров) прекратят производство пива и пивных напитков в пластиковой таре (ПЭТ) емкостью свыше 1,5 л, заявил вчера президент союза – председатель совета директоров «Сан инбев» (российская «дочка» AB InBev) Андрей Губка. Союз объединяет около 80% участников рынка, в том числе четырех крупнейших – «Балтику» (входит в Carlsberg), «Сан инбев», Heineken и Efes.

Среди участников союза единодушие: например, представители «Балтики» и Efes сказали «Ведомостям», что присоединятся к инициативе. А вот крупный российский производитель пива «Очаково», не входящий в союз, коллег не поддерживает: около 80% продукции «Очаково» – это как раз пиво в пластиковых бутылках емкостью более 1,5 л, объясняет гендиректор компании Юрий Антонов.

Связаться с представителем Heineken не удалось.

Год назад депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект об ограничении производства и продаж пива в пластиковой таре, внесенный еще в 2013 г. депутатом-единороссом Михаилом Тарасенко. Рассмотреть законопроект во втором и третьем чтениях планировалось в весеннюю сессию 2015 г., затем депутаты взяли тайм-аут до осени. Но участники Союза пивоваров не стали дожидаться, когда проект вступит в силу, и уже с января 2014 г. прекратили выпуск пива в ПЭТ емкостью более 2,5 л, а также пива и пивных напитков крепче 6% в ПЭТ емкостью свыше 2 л. Вдобавок пивовары пообещали чиновникам, что с 2017 г. перестанут разливать пиво в пластиковые бутылки емкостью от 1,5 л – но с условием, что дальнейшего уменьшения тары уже не будет. Однако правительство это условие не приняло. В апреле 2015 г. оно опубликовало отзыв на депутатский законопроект, предложив с 1 июля 2016 г. снизить максимально разрешенную емкость пластиковой тары до 1,5 л, а «в дальнейшем» – поэтапно – и до 0,5 л.

Правда, идею снизить максимальную разрешенную емкость ПЭТ-бутылок до 0,5 л раскритиковала Федеральная антимонопольная служба (она представила в Госдуму свой отзыв на законопроект об ограничении продаж пива в пластиковой таре). Столь радикальное ограничение производства и продажи пива чревато уходом с рынка части пивоваренных компаний, перераспределением доходов в пользу производителей стеклянной и алюминиевой тары, затронет это и смежные рынки, говорилось в отзыве службы.

Объективных причин ограничивать размер ПЭТ-тары нет, считает Губка из Союза пивоваров, но его участники принимают «компромиссное решение» в ответ на предложение государства. По его словам, компании надеются, что добровольный отказ от ПЭТ объемом более 1,5 л остановит дискуссию о дальнейшем ограничении розлива пива в пластиковые бутылки, хотя гарантий, конечно, нет. Если запретить пиво в пластиковых бутылках емкостью свыше 0,5 л, то фактически это будет означать полный запрет использования пластика отраслью, говорит Губка.

По его словам, союз уже оповестил о своем намерении руководителя Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Это подтвердил представитель службы Александр Куликов, отказавшись комментировать решение союза по существу. Известно об инициативе пивоваров и вице-премьеру Александру Хлопонину (курирует в том числе алкогольную отрасль), заявила его представитель. Дорожная карта по регулированию российского алкогольного рынка будет принята в середине сентября 2015 г. на заседании профильной комиссии, добавила она.

Ограничение выпуска пива в пластиковой таре, на которое идет отрасль, уменьшит продажи этого напитка примерно на 10%, считает Губка. Сейчас на пиво в ПЭТ-таре объемом более 1,5 л приходится 24% рынка, приводит он данные Nielsen. Этот сегмент потеряет 20–40%, остальное перельется в пластиковую тару меньшей емкости и в стеклянные бутылки, считает Губка. Скорее всего, ограничение приведет к росту цен, хотя тут все будет зависеть от политики каждой конкретной компании, добавляет он.

Выиграют производители других видов упаковки, рынок пластиковой тары сократится на 15–20%, опасается технический директор Ассоциации производителей и переработчиков полиэтилентерефталата Николай Жир. Отрасль может понести имиджевые потери, не исключает он: потребитель может усомниться в безопасности продукции в пластиковой таре.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)