Как государство поддерживает продажи Sukhoi Superjet

Этому способствует создание и финансирование лизинговых компаний
Число выпущенных Sukhoi Superjet уже приближается к сотне/ С. Портер/ Ведомости

С удорожанием финансирования лизинговые ставки стали недоступны для региональных российских авиакомпаний, а именно на региональные перевозки ориентирован Sukhoi Superjet. На преодоление этого разрыва направлена другая мера поддержки продаж – докапитализация Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) из бюджета на 30 млрд руб. В середине июня министр финансов Антон Силуанов заявил, что средства для докапитализации ГТЛК будут направлены на приобретение и передачу по договорам лизинга самолетов Sukhoi Superjet 100 для четырех авиакомпаний («Центр-Юг», «Ямал», «Оренбуржье» и Red Wings) в течение двух лет. Всего по программе планируется за три года приобрести 32 самолета – компания вложит кредитные или собственные средства в ее реализацию, а список авиакомпаний может пополниться.

Уроссийского самолета есть окно возможностей, пока на рынок не вышли его прямые конкуренты – японский Mitsubishi Regional Jet, бразильский Embraer нового поколения и китайский ARJ21. Китайский рынок Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует завоевать путем создания местной лизинговой компании, соглашение о ее создании подписали Российско-китайский инвестиционный фонд (структура РФПИ и Китайской инвестиционной корпорации), ОАК и китайская New Century International Leasing в начале мая. В ближайшие три года новая лизинговая компания должна будет продать 100 самолетов. Она выкупит суда и передаст их в операционный лизинг авиакомпаниям Китая и Юго-Восточной Азии. Дочерняя лизинговая компания ОАК может быть создана и в Египте – для продажи SSJ100 в Африке, рассказывал в конце мая глава ОАК Юрий Слюсарь: велись переговоры о поставке 12 машин национальному перевозчику авиакомпании Egypt Air, а также о поставке еще 5–10 SSJ100 через лизинговую компанию.

Новый старт SSJ100

В конце марта 2015 г. президент Владимир Путин объявил о том, что ОАК будет докапитализирована на 100 млрд руб. Деньги предназначались, в частности, на погашение долгов «дочки» ОАК «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). На конец 2014 г. долг ГСС составлял 98,5 млрд руб., говорилось в отчетности компании. Такая долговая нагрузка влияет на себестоимость самолетов, рассказывал замминистра промышленности и торговли Андрей Богинский. После докапитализации проект производства и продажи SSJ100 должен получить новый старт.

Одна из проблем, которая стоит перед потенциальными лизингодателями SSJ100 (кроме дорогого финансирования на российских рынках), – отсутствие статистической информации об остаточной стоимости машин. Это снижает привлекательность самолета как актива, говорил «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Андрей Богинский. Остаточная стоимость популярных моделей самолетов Boeing и Airbus известна исходя из богатого опыта ремаркетинга. В то же время, пополняя портфель самолетом SSJ100, лизингодатель получает кота в мешке с неизвестными условиями ремаркетинга. Решить эту проблему должна помочь программа гарантии остаточной стоимости самолетов, которая начнет действовать с этого года. По расчетам Минпромторга, цена самолетов после 12 лет эксплуатации должна составить не менее 40% от первоначальной, говорит Богинский. Если по истечении срока реальная цена самолета окажется ниже, государство компенсирует владельцу самолета (лизинговой или авиакомпании) до трети от расчетной остаточной стоимости. Деньги будут вноситься в капитал специально созданной «дочки» ОАК – «ОАК капитал» – по мере передачи самолетов.

Эта же мера также будет действовать для будущего самолета ОАК – МС-21, продажи которого начнутся в 2018 г. Всего программа рассчитана на 100 самолетов SSJ100 и 100 самолетов МС-21. В 2015 г. на нее в бюджете предусмотрено около 750 млн руб., сообщал представитель Минпромторга, потом сумма будет увеличиваться. Всего государство потратит на эту меру поддержки ориентировочно около 1,5 млрд руб. Гарантия остаточной стоимости будет доступна не только российским, но и иностранным лизингодателям, которых должны убедить таким образом выбрать наши самолеты.

Поддержкой продаж SSJ100 занимается не только ОАК как производитель, но и ее дочерняя компания – лизингодатель «Ильюшин финанс Ко» (ИФК). В середине июня гендиректор ИФК Александр Рубцов заявил, что авиакомпания Red Wings поможет компании в продаже отечественных самолетов за границу. Помощь будет выражаться в том, что авиакомпания сдаст свои самолеты в «мокрый» лизинг на полгода иностранным авиакомпаниям (схема предполагает сдачу самолетов в аренду с экипажами). При этом новые заказчики смогут с минимальными рисками протестировать лайнеры и в итоге принять решение об их приобретении у «Ильюшин финанс». Интерес к такой схеме, по данным агентства, проявили пять авиакомпаний, в том числе перевозчики из Юго-Восточной Азии. Пока «мокрый» лизинг не разрешен в России на законодательном уровне, государство планирует помогать авиакомпаниям освоить новые машины – около 100 млн руб. будет заложено в бюджет следующего года на обучение экипажей для работы на самолетах SSJ100.