«Роснефть» продает ONGC 15% «Ванкорнефти»

Переговоры с китайской CNPC продолжаются
Индийский инвестор получит два места в совете директоров «Ванкорнефти»/ Коротаев Артем/ ТАСС

«Роснефть» продала 15% «Ванкорнефти» структуре индийской ONGC – ONGC Videsh Limited, сообщили обе компании. Президент «Роснефти» Игорь Сечин сказал, что сумма сделки близка к $1,3 млрд. Сделку должны одобрить регуляторы и правительства обеих стран, предполагается, что она будет закрыта к середине 2016 г., говорится в сообщении ONGC. Покупая долю в «Ванкорнефти», ONGC расширяет присутствие в России, увеличивает портфель высококлассных добычных активов, сообщила ONGC.

Индийский инвестор получит два места в совете директоров «Ванкорнефти». Но «Роснефть» создаст еще одну компанию-оператора, которая позволит «более эффективно управлять как самим Ванкорским месторождением, так и другими участками компании в регионе», а также сохранит контроль над инфраструктурой (включая нефтепровод Ванкор – Пурпе). Будет новый оператор «дочкой» «Ванкорнефти» или «Роснефти», представитель российской компании не говорит.

Китайский план

$500 млрд столько до 2035 г. суммарно проинвестируют «Роснефть» и ее китайские партнеры, заявил Сечин

«Ванкорнефть» владеет лицензией на разработку Ванкорского месторождения – крупнейшего из открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет с запасами ABC1 + C2 476 млн т нефти и 173 млрд куб. м газа. Добыча на Ванкорском месторождении уже вышла на полку в 22 млн т. С 2013 г. «Ванкорнефть» назначена оператором Тагульского (запасы – 292 млн т нефти и конденсата), Лодочного (47 млн т нефти и конденсата) и Сузунского (более 56 млн т нефти и конденсата) месторождений, которые пока не разрабатываются и вместе с Ванкором и другими, более мелкими, образуют Ванкорский кластер. На пике добычи четыре основных месторождения будут давать 39 млн т нефти в год, прогнозирует портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев.

«Ванкорский проект оказался очень удачным и недорогим по стоимости извлечения нефти, другие месторождения в этом регионе должны быть похожими», – говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Но три новых месторождения требуют больших инвестиций, Вахрамеев оценивает их примерно в $8 млрд. Рост добычи и разработка новых месторождений у «Роснефти» в приоритете, но есть и другая важная задача – расплатиться с большими долгами ($39,9 млрд чистого долга без учета китайских предоплат и $56,6 млрд с учетом авансов, по оценке Вахрамеева), сообщала компания. Хотя «Роснефть» справилась бы с разработкой Ванкорского кластера и сама, лишних денег у нее нет, поэтому она стремится ускорить разработку, чтобы быстрее получать отдачу от проекта, говорит директор Small Letters Виталий Крюков.

Еще в августе Bloomberg сообщал, что ONGC может заплатить за 10% «Ванкорнефти» $900 млн. Выходит, оценка «Ванкорнефти» снизилась с $9 млрд до $8,5 млрд. Возможно, цена упала вместе с ценой на нефть, но сделка все равно остается рыночной, говорит Вахрамеев. Кроме ONGC инвестором «Ванкорнефти» может стать китайская CNPC. Почти год назад «Роснефть» подписала меморандум о продаже ей 10% «Ванкорнефти», но сделка так и не состоялась. Представитель CNPC говорил, что компания могла бы купить больший пакет, а FT писала со ссылкой на источники, что стороны не могут договориться о цене. Китай становится для России стратегическим партнером и, возможно, CNPC хотела добиться более выгодных условий, рассуждает Полищук. Возможно, после сделки с ONGC переговоры с CNPC пойдут быстрее, полагает он.