«Мать и дитя» вышла в лидеры российского рынка медицинских услуг

Группа расширила профиль и обогнала «Медси» по выручке
«Мать и дитя» вышла в лидеры/ Д. Абрамов/ Ведомости

Группа «Мать и дитя» (MD Medical, MDMG), владеющая сетью одноименных клиник, вышла в лидеры российского рынка медицинских услуг, обогнав «Медси» по выручке за первую половину 2015 г., говорится в ее отчете. Полугодовая выручка «Мать и дитя» увеличилась год к году на 36% до 4,5 млрд руб., тогда как «Медси» заработала 3,9 млрд руб. (об этом сообщал ее крупнейший акционер АФК «Система»).

Выручка «Медси» и в I, и во II квартале 2015 г. снижалась – компания объясняла это сокращением спроса по медицинским страховкам и уменьшением поступлений от госконтрактов, по которым клинику посещали чиновники. «Мать и дитя», наоборот, сообщает об улучшении результатов действующих клиник, а также напоминает об открытии в IV квартале 2014 г. нового госпиталя в Уфе и приобретении новосибирской клиники «Авиценна».

Строго говоря, «Медси» и «Мать и дитя» не конкуренты, у них разные профили услуг и разные целевые аудитории, замечает коммерческий директор сети клиник GEMC Дмитрий Горожанкин. «Мать и дитя» специализируется на перинатальной медицине, а «Медси» – сеть клиник общей практики. Но главным стимулом роста «Мать и дитя» в первом полугодии оказался как раз рынок, ключевой для «Медси»: выручка группы увеличилась прежде всего за счет «непрофильных услуг», доход от которых вырос на 95% до 1 млрд руб. В результате доля «прочих услуг» (хирургические операции общей практики, лабораторные анализы, диагностические исследования) в доходах за полугодие выросла год к году почти в 1,5 раза до 23%. Это произошло как раз после консолидации новосибирской сети многопрофильных клиник «Авиценна», объяснил председатель совета директоров MDMG Марк Курцер во время вчерашней телеконференции с инвесторами. Кроме того, еще в 2012 г. MDMG открыла подмосковный госпиталь «Лапино», где тоже оказываются услуги в области хирургии, урологии и др., напомнил он. Наконец, часть пациентов продолжают обращаться в «Мать и дитя» и после того, как родили там детей, добавил Курцер.

Тем не менее акушерство и гинекология (без учета родов) по-прежнему обеспечивают крупнейшую долю в структуре выручки «Мать и дитя» – 24%, следует из материалов MDMG. Еще 19% обеспечивают роды, 16% – операции экстракорпорального оплодотворения. Доля непрофильных медицинских услуг в выручке «Мать и дитя» в будущем не превысит 25–30%, отметил представитель компании.

В кризис, в условиях снижения доходов, пациенты откладывают плановые операции, на которых специализируется «Медси», на более позднее время, а вот роды отложить нельзя, объясняет разную динамику выручки двух крупнейших российских клиник директор консалтинговой компании ДМГ Владимир Гераскин. С другой стороны, выручка «Мать и дитя» выросла прежде всего за счет приобретения «Авиценны», констатирует он: целью покупки этой сети была диверсификация бизнеса, которая и принесла доход.