Минпромторг определился, кого из вагоностроителей поддержит государство

Осталось только решить, как лучше это сделать
Минпромторг определился, какие вагоностроительные предприятия будет поддерживать государство/ Д. Гришкин/ Ведомости

Минпромторг отобрал вагоностроительные предприятия, которые государство будет поддерживать: предприятия Объединенной вагонной компании (принадлежит группе ИСТ), «Уралвагонзавод», «Алтайвагон» (входит в «СДС-маш»), «Рузхиммаш» (входит в RM Rail Олега Дерипаски) и «Промтрактор» (входит в «Тракторные заводы»), рассказали два источника, близких к министерству. Все это предприятия полного цикла, поясняют собеседники. По прогнозу Минпромторга, эти предприятия в 2015 г. произведут 44 000 вагонов, план на 2016–2017 гг. – 51 000–52 000 вагонов, уверяют собеседники «Ведомостей». Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

В марте премьер Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу определить критерии «выбора вагоностроительных мощностей, в отношении которых будут приниматься меры поддержки спроса на производимую ими продукцию». Об этом говорится в протоколе совещания по развитию транспортного машиностроения в Тихвине, которое прошло 16 марта (копия документа есть у «Ведомостей»).

Лишние вагоны

72000 столько сейчас, по оценке Бурмистрова, составляет профицит вагонов. С начала года он сократился в 1,5 раза. При сохранении тенденции в следующем году рынок сбалансируется, отмечает эксперт

Чтобы поддержать спрос на вагоны, Минпромторг предложил повысить на 48% тариф на перевозку порожних вагонов, срок службы которых продлен, и снизить – на перевозку новых вагонов. Это, по логике министерства, будет стимулировать списание старых вагонов. Повысить плату за пробег порожних вагонов Минпромторг уже предлагал, но Минэкономразвития, Минтранс и ФСТ были против. Зря, убежден один из вагоностроителей, это повысит спрос. Если повысить тариф на порожний пробег, вырастет стоимость услуг операторов, а это ляжет на плечи грузоотправителей, объясняет логику ведомств другой собеседник «Ведомостей». В структуре платы за пользование вагоном половина – это оплата порожнего пробега, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Единственный механизм поддержки вагоностроителей, существующий сейчас, распространяется только на вагоны с повышенной грузоподъемностью (нагрузка на ось – 25 т). В бюджете на 2016–2018 гг. предусмотрено 2,2 млрд руб. субсидий для софинансирования ставок по кредитам на покупку таких вагонов в течение года. Гендиректор и президент группы ИСТ Александр Несис в июне просил Медведева продлить срок действия субсидий с одного года до двух (это увеличит размер помощи). Минпромторг уже подготовил проект поправок.

Массового спроса на вагоны среди операторов нет, с начала этого года спрос снизился на 55% до 17 500, констатирует Бурмистров. В этом году вагоностроители никак не произведут 44 000 вагонов, сомневается он. Среди крупных операторов с планами по покупке вагонов в этом году определилась только Федеральная грузовая компания (принадлежит РЖД) – она рассчитывает купить 3900 вагонов. Крупнейший железнодорожный оператор – Первая грузовая компания (ПГК) готова продлевать срок службы вагонов. До конца года будет продлен срок службы 2000 вагонов, говорил «Ведомостям» гендиректор ПГК Олег Букин. СУЭК планирует купить 2000 вагонов у «Алтайвагона».

Меры поддержки вагоностроителей обсуждались на прошлой неделе на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, рассказали два источника, близких к разным участникам встречи. Но предложения Минпромторга не понравились вице-премьеру, и он поручил министерству доработать их «с учетом позиции покупателей вагонов». Представитель Дворковича от комментариев отказался.