Статья опубликована в № 3915 от 11.09.2015 под заголовком: Железные дороги перенацелены

Чиновники готовят РЖД к модернизации

Минэкономразвития предлагает изменить систему тарифообразования и финансирования строительства путей

  • Милана Челпанова

Минэкономразвития разработало свой вариант целевой модели рынка железнодорожных перевозок (копия есть у «Ведомостей»). Министерство разрабатывало документ по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича. Минэкономразвития предлагает изменить систему тарифообразования на перевозку грузов и принцип финансирования строительства инфраструктуры, следует из документа.

Министерство предлагает тарифицировать перевозку, учитывая вес вагона (сейчас не учитывается). Это подтолкнет владельцев к обновлению парка, отмечается в документе. У вагонов новых моделей (инновационных вагонов) отношение массы вагона к грузоподъемности меньше, чем у вагонов старых моделей: 0,30 и 0,36 соответственно. Таким образом, перевозить груз в инновационных вагонах выгоднее. Среди предложений Минэкономразвития: выделить локомотивную составляющую в тарифе, изменить ставки на перевозки на короткие расстояния (сейчас чем дальше, тем дешевле), изменить кросс-субсидирование перевозок грузов разных классов (сейчас перевозки грузов угля, руды дешевле, чем нефтяных грузов и металлов). Последнее позволит снизить зависимость доходов РЖД от роста объемов перевозок сырьевых грузов, отмечают разработчики целевой модели. А снижение стоимости перевозки на близкие расстояния позволит по планам министерства остановить отток грузов с железной дороги. «Выделение локомотивной составляющей позволит сопоставить доходы и расходы от предоставления локомотивной тяги – в результате будет понятна доходность локомотива и его привлекательность для инвестирования», – объясняет представитель Минэкономразвития.

Нужны ли частные локомотивы

Минэкономразвития предлагает либерализовать локомотивную тягу, но на отдельных тупиковых ветках. Совет потребителей при РЖД, наоборот, предлагает создать полноценный рынок перевозчиков и либерализовать тягу.

О необходимости разработки новых тарифов говорил на прошлой неделе и президент РЖД Олег Белозеров. «Мы понимаем, что на данный момент они уже несколько устарели, нуждаются в модернизации, и мы планируем в течение трех месяцев выработать серьезный новый концепт и новые тарифы в течение полутора лет», – заявил он (его слова передал «Интерфакс»).

Сейчас, в кризис, менять прейскурант опасно: есть риск, что не удастся создать работающий механизм тарифообразования, полагает топ-менеджер крупного промышленного холдинга. Если РЖД нужна тарифная гибкость, можно усовершенствовать другие механизмы – например, тарифный коридор, ввести наконец долгосрочные тарифы, отмечает он.

Основной груз, который перевозится по железной дороге, – уголь (26% всех перевозок по итогам января – августа). Уголь – один из самых дешевых грузов. РЖД не раз подчеркивала, что перевозить низкодоходные грузы на дальние расстояния для компании невыгодно.

Финансировать строительство новых линий должно государство, а обновление существующих – за счет РЖД, пишет Минэкономразвития в целевой модели. Кроме того, министерство предлагает финансировать строительство новых линий из специально созданного фонда либо с применением механизма государственно-частного партнерства (концессии), если участок коммерчески привлекательный. «Применение ГЧП не ограничивается одними лишь железнодорожными линиями. Это могут быть мосты, контейнерные терминалы (для хранения), грузовые станции, вокзалы и т. д.», – поясняет представитель министерства. Сейчас РЖД финансирует строительство новых веток как за свой счет, так и за счет государства.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать