ФАС прекратила дело против ФСТ по скидке на перевозку грузов в инновационных вагонах

Возить в вагонах производства Тихвинского завода и «Уралвагонзавода» по-прежнему будет дешевле
Прекратить дело предложил Новокузнецкий вагоностроительный завод, привлеченный к делу в качестве третьей стороны, рассказал источник, близкий к одному из участников совещания/ АО «ТВСЗ»

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) прекратила дело против Федеральной службы по тарифам (ФСТ), начатое из-за скидок, которые предоставляются к тарифу РЖД на порожний пробег для инновационных вагонов Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), сообщили два источника, близких к двум из участников совещания в ФАС. «Дело прекращено. Приказ о пониженных тарифах на порожний пробег вагонов с улучшенными коммерческими и эксплуатационными характеристиками остается в силе», – признает и представитель ОВК (Тихвинский завод входит в ОВК). Представитель ФСТ от комментариев отказался, его коллега из ФАС на вопросы не ответил.

Прекратить дело предложил Новокузнецкий вагоностроительный завод, привлеченный к делу в качестве третьей стороны, рассказал источник, близкий к одному из участников совещания. Он попросил прекратить дело из-за «отсутствия ответчика». ФСТ до конца 2016 г. по указу президента должна быть присоединена к ФАС.

Экономия на скидке

150 руб. – столько покупатели инновационных вагонов, на которые распространяется тарифная скидка, экономят в среднем на одном вагоне в сутки

Решение ФАС о прекращении дела против ФСТ логично, ведь скидку в конце прошлого года получили и вагоны конкурента ТВСЗ – государственного «Уралвагонзавода» (УВЗ), говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. ФАС сообщила о решении возбудить дело против ФСТ 18 декабря прошлого года. В тот же день на портале regulation.gov.ru появился проект приказа ФСТ, устанавливающий скидку на вагоны УВЗ (с апреля 2013 г. такая скидка была только у вагонов ТВСЗ). Правда, скидка на продукцию УВЗ (0,053 руб./осе-километр – единица измерения работы вагона) оказалась ниже, чем для вагонов ТВСЗ (0,097 руб./осе-километр). Скидки УВЗ добивался больше года. В среднем тарифная скидка может достигать 6–30% от тарифа РЖД в зависимости от дальности перевозки. Летом прошлого года на действия ФСТ, которая предоставила скидку на тот момент только вагонам ТВСЗ, в ФАС пожаловалась Первая грузовая компания (принадлежит структуре Владимира Лисина).

В этом году бывший президент РЖД Владимир Якунин предлагал ФСТ отменить скидку для вагонов УВЗ. В мае руководство РЖД и крупных железнодорожных операторов на совещании в монополии обсуждало возможность отмены скидки для всех инновационных вагонов. «Экономическая эффективность инновационных вагонов должна обеспечиваться исключительно их техническими характеристиками, а не «искусственными мерами тарифного стимулирования», – отметили участники совещания в РЖД. Один из собеседников «Ведомостей» не исключает, что дискуссия о тарифной скидке для инновационных вагонов будет возобновлена – ФАС всегда была противницей этой меры и до того, как началось ее слияние с ФСТ, планировала отменить скидку.

Но тарифная скидка поддерживает продавцов вагонов – это одна из причин, почему их покупают (см. врез), объясняет топ-менеджер компании – клиента одного из вагоностроительных предприятий.