«Трансаэро» сильно переоценила свой бренд

Теперь его оценка значительно ниже 60 млрд рублей и чистые активы авиакомпании ушли в минус
Возможно, «Аэрофлоту» придется потратиться еще и на переодевание самолетов «Трансаэро» в другую ливрею/ Марина Лысцева/ ТАСС

Говорить о будущем бренда «Трансаэро» пока рано. Мы будем смотреть схему развития группы «Аэрофлот» и всего авиационного рынка страны», – говорил министр транспорта Максим Соколов в прошлую пятницу (цитата по «Интерфаксу»). А пока будущее бренда под вопросом, «Трансаэро» перестала оценивать его в 59,1 млрд руб., следует из ее отчета за первое полугодие по МСФО.

Отчетность «Трансаэро» за 2014 г. принесла много сюрпризов: к примеру, согласно пересмотренным с 2012 г. финансовым результатам авиакомпания терпит убытки уже три года подряд. Но главный сюрприз – оценка бренда в 59,1 млрд руб. из общей стоимости нематериальных активов в 61,4 млрд руб. Это отражение прав интеллектуальной собственности, писал аудитор РСМ «Русь» в заключении, но предупреждал, что не получил достаточных аудиторских доказательств справедливости оценки.

В МСФО за первое полугодие нематериальные активы оценены в 7,2 млрд руб., в этой же отчетности сказано, что в 2014 г. нематериальные активы оценивались в 190,4 млн (sic!) руб. Отчетность подписана 15 сентября. В отчете по РСБУ за II квартал нематериальные активы оценены в 68,3 млрд, а на конец 2014 г. – в 61,2 млрд руб. Эта отчетность была опубликована в середине августа.

Будет «внучка»

«Дочка» «Аэрофлота» «Аэрофлот-финанс» подала заявку в ФАС на приобретение 90% «Трансаэро», сделка должна быть закрыта до 28 сентября, сообщил «Интерфакс». На прошлой неделе управляющим директором «Трансаэро» был назначен Дмитрий Сапрыкин, бывший заместитель гендиректора «Аэрофлота» по имущественным вопросам.

Объяснений этому представитель «Трансаэро» не дал.

«Трансаэро» перестала оценивать свой бренд так дорого, и ее капитал по МСФО стал отрицательным – минус 52,6 млрд руб. на конец первого полугодия и 54,4 млрд руб. на конец 2014 г. (по данным отчета за первое полугодие). Но в отчетности по РСБУ капитал на 30 июня – положительный (13,2 млрд руб.), как и по итогам года (14,7 млрд руб.).

Если зафиксирован отрицательный капитал по РСБУ, гендиректор компании в течение трех месяцев обязан подать заявление на ее банкротство, говорит руководитель судебно-арбитражной практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Ковалев, иначе гендиректор, если компания все же обанкротится, может быть привлечен к субсидиарной ответственности – так же как акционеры. Отрицательный капитал и по МСФО может стать основанием для подачи заявления о банкротстве или как минимум гендиректор должен провести финансовый аудит, считает Ковалев.

Само по себе отрицательное значение чистых активов не может служить основанием для подачи заявления о банкротстве: здесь действуют два других показателя – недостаточность имущества и неплатежеспособность, говорит руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков, но в любом случае для целей закона о банкротстве учитываются только данные РСБУ.

Для кредиторов и держателей облигаций отрицательный капитал по МСФО – повод потребовать досрочного погашения, продолжает Ковалев, а если долги погашены не будут, то банки могут потребовать банкротства, уведомив об этом за 14 дней, держатели облигаций сначала должны взыскать долг в суде.

Представитель «Аэрофлота» на вопросы об отчетности «Трансаэро» отвечать не стал.

В обращении у «Трансаэро» два выпуска облигаций на общую сумму 5,5 млрд руб. Вместе с обязательствами перед банками общий долг «Трансаэро» на 30 июня – 78,5 млрд, с учетом обязательств перед лизинговыми компаниями – около 250 млрд; крупнейший кредитор – «ВЭБ-лизинг» с 55 млрд руб. Такую оценку давал президент Сбербанка Герман Греф. Во вторник он заявил, что «Трансаэро» и «Аэрофлот» предложат кредиторам варианты погашения долга после 28 сентября (см. врез). «Аэрофлот» пытается разобраться, что он получил за наследство, – сказал Греф (цитата по «Интерфаксу»). – Мы ему в этом помогаем, пытаемся выработать свою модель, пытаемся понять, как можно работать с этой задолженностью, какой долг может быть обслужен, какое количество самолетов подлежит посадке и вообще возможно ли на каких-то приемлемых условиях для кредиторов реструктурировать этот долг».

У нового собственника «Трансаэро» – «Аэрофлота» сейчас более сильная переговорная позиция, чем у кредиторов: в случае банкротства компании они получат намного меньше, чем при реструктуризации долга и продолжении работы компании, отмечает аналитик RMG Андрей Третельников.