Чиновники готовы дать РЖД субсидию только при минимальном росте тарифов

ФАС и Минэкономразвития не согласны повышать тарифы монополии в 2016 году более чем на 7,5%
Темпы индексации тарифов и вопрос субсидий должны быть определены в ноябре/ Е. Разумный/ Ведомости

В среду министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что при 10%-ной индексации тарифа на грузоперевозки в 2016 г. РЖД не стоит рассчитывать на субсидии (его слова передал «Интерфакс»). «Обсуждать вопрос о субсидиях можно только в том случае, если индексация тарифа будет проводиться по нижней вилке, т. е. по нашему предложению – 7,5%», – уточнил он. Речь может идти о субсидиях в 30 млрд руб., пояснил представитель министерства. Представитель РЖД не стал комментировать предложения Улюкаева. Представитель Минтранса от комментариев тоже отказался.

Весной у Минэкономразвития была похожая позиция: замминистра экономического развития Николай Подгузов говорил, что монополия может рассчитывать на субсидии в 25–27 млрд руб. при повышении тарифа на 7,5% (его слова передавал «Интерфакс»). По словам Подгузова, «один процентный пункт индексации дает [РЖД] дополнительную выручку в размере приблизительно 11 млрд руб.».

Во вторник руководитель ФАС Игорь Артемьев также раскритиковал новое предложение РЖД (служба после присоединения к ней Федеральной службы по тарифам займется тарифами монополий). «Сначала они хотели 17% индексации, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета. Мы говорим: это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить», – говорил Артемьев (цитата по «Интерфаксу»). По словам чиновника, у ФАС есть свои предложения, которые рассматриваются в правительстве. Какие, он не сказал. Два источника, близких к службе, сообщили, что ФАС предлагает повысить тарифы РЖД на 7,5%. Представитель службы на вопросы не ответил.

В последнем проекте финплана РЖД заложено повышение тарифов на 10% в 2016 г., субсидия в 40 млрд руб. на «поддержание финансовой устойчивости» и 36,5 млрд руб. – на покрытие расходов, связанных с пригородными пассажирскими перевозками. Только так монополии удастся избежать убытка в 2016 г. и профинансировать инвестпрограмму в 430 млрд руб., следует из документа.

Весной монополия предлагала при индексации тарифов на 7,5% выдать ей 140 млрд руб. в виде субсидий, на 10% – 67,5 млрд руб., на 15,7% – 24,1 млрд руб. Затем снизила оценку своих потребностей в господдержке: 130 млрд руб. субсидий при индексации в 7,5%, 100 млрд руб. – при повышении на 10%, без субсидий РЖД обойдется только при индексации в 17,7%.

Темпы индексации тарифов и вопрос субсидий должны быть определены в ноябре. Тогда правительство должно утвердить финплан и инвестпрограмму монополии.