Лизинговые «дочки» ВТБ и Сбербанка борются с должниками

Компании в судах пытаются вернуть то, что им задолжали железнодорожные операторы
Всего «ВТБ лизинг», «ВЭБ лизинг» и «Сбербанк лизинг» сдали в аренду вагонов примерно на 200 млрд руб./ А. Махонин/ Ведомости

Лизинговые компании стали взыскивать долги с операторов через суды, следует из базы данных арбитражных судов. Два иска в конце августа и в середине сентября на 127 млн и 38 млн руб. подал «Сбербанк лизинг» к оператору «Запсиб-транссервис», «ВТБ лизинг» подал два иска к «Сибур-трансу» еще летом и уже вернул 38 млн руб. долгов, еще 28 млн руб. «ВТБ лизинг» требует с «Сибхимтранса» и «Запсиб-транссервиса». Кроме того, 8 сентября Арбитражный суд Москвы решил взыскать с «Запсиб-транссервис логистик» и «Запсиб-транссервиса» в пользу «ВТБ лизинга» 96,4 млн руб.

Всего «ВТБ лизинг», «ВЭБ лизинг» и «Сбербанк лизинг» сдали в аренду вагонов примерно на 200 млрд руб., подсчитал сотрудник одной из лизинговых компаний, но сколько из этого проблемные долги, он не знает.

Представитель группы ВТБ иски «ВТБ лизинга» комментировать не стал. Представитель «Сбербанк лизинга» от комментариев отказался.

Лизинговые компании давно пытаются решить проблему долгов операторов: по словам источников «Ведомостей», некоторые платежи задерживаются больше года. Еще этой зимой гендиректор «ВЭБ лизинга» Вячеслав Соловьев предлагал тогдашнему президенту РЖД Владимиру Якунину решить проблему избытка парка и ввести запрет на продление старых вагонов, рассказывали сотрудники лизинговых компаний. «ВЭБ лизинг» даже хотел передать вагоны в управление монополии или ее структурам, в таких дискуссиях участвовали и другие лизинговые компании, говорит один из собеседников. Доходность полувагонов сейчас меньше 400 руб., а минимальная ставка по лизинговым контрактам – около 900 руб., напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Лизингодатели при этом не могут забрать вагоны: при таких ставках они будут генерировать только убытки, добавляет он. Правда, массовых исков ждать не стоит: долги крупных операторов, как правило, реструктурируются, отмечает эксперт.

А, например, иски к «Запсиб-транссервису» (перевозит уголь и металлургическую продукцию), скорее всего, связаны с поиском нового инвестора для оператора – кредиторы пытаются обезопасить себя, полагает Бурмистров. О поиске инвестора на прошлой неделе сообщал «Коммерсантъ». Оператор создан в 2000 г., 32,5% принадлежит гендиректору Андрею Муравьеву, по 22,5% владеют Вадим Пешат, Леонид Шайман и Александр Игнатов.