ФАС предлагает индексировать тарифы РЖД два раза в год

Против этого выступает Минэкономразвития
Антимонопольная служба не может определиться, как индексировать тарифы РЖД/ С. Портер/ Ведомости

Чиновники продолжают спорить о том, каким образом индексировать тарифы РЖД в 2016 г. В среду руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил это делать дважды: с 1 января – на 4% и с 1 июля – на 5%. Человек, знакомый с предложениями службы, утверждает, что ранее ФАС хотела повысить тарифы с января на 5,5%, а с июля – на 4,5%. А в середине сентября служба предлагала повысить стоимость железнодорожных перевозок на 7,5% с начала 2016 г. Представитель ФАС не ответил на запрос.

Минэкономразвития против инициативы ФАС, передал через пресс-службу замминистра экономического развития Николай Подгузов.

Сейчас тарифы естественных монополий индексируются раз в год (за исключением «Транснефти»). «При переходе на текущую модель индексации инфляционные риски анализировались и решение принималось с учетом позиции Банка России. Многоступенчатая индексация приводит к дополнительным издержкам потребителей услуг естественных монополий по адаптации своих бизнес-процессов к новым тарифным решениям», – отметил Подгузов.

Представитель Минтранса не ответил на запрос. Представитель РЖД инициативу ФАС не комментирует.

Летние тарифы

Из всех монополий с 1 января индексируются только тарифы РЖД. Тарифы «Газпрома» и «Россетей» повышаются с 1 июля. Правда, обсуждается перенос сроков индексации стоимости электроэнергии на 1 января.

У грузоотправителей разные позиции. «Индексация тарифа два раза в год – это облегчение, ведь тарифная нагрузка в первые полгода снижается, а значит, сокращаются и транспортные издержки», – говорит руководитель одного из крупных промышленных холдингов. Это может стать одним из факторов сдерживания инфляции, добавляет он.

«Лучше сразу повысить на 10%, чем дважды повышать на 5%», – считает сотрудник другого крупного грузоотправителя. Есть опасения, что в июне тарифы могут вырасти больше, чем на заявленные Артемьевым 5%, отмечает он.

Такой вариант не исключен, подтверждает человек, близкий к одному из участников обсуждения индексации тарифов РЖД. По его словам, есть идея сделать индексацию с 1 января фиксированной, а с 1 июня – плавающей. Плавающую ставку предлагается привязать, например, к инфляции, отмечает он.

«Если ставки не будут зафиксированы, то это риск для всех участников рынка. Для грузоотправителей он в том, что тарифы могут вырасти выше обещанных 5%, а для РЖД – что опустятся ниже», – говорит руководитель компании-грузоотправителя.

Идея индексировать тарифы РЖД в 2016 г. дважды возникла впервые. Ранее профильные ведомства и РЖД обсуждали лишь размер индексации стоимости перевозок. РЖД предлагала повысить тариф в 2016 г. на 10% и выдать 40 млрд руб. субсидий, чтобы избежать убытка. С предложением РЖД согласился только Минтранс. Во вторник министр транспорта Максим Соколов заявил, что при индексации тарифа монополии на 10% субсидии могут составить 35–40 млрд руб. Минэкономразвития предлагало монополии умерить аппетиты: повысить тарифы на 7,5% и 30 млрд руб. субсидий. Вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания 8 сентября поручил «считать целесообразным индексацию тарифов РЖД в 2016 г. на 10%», говорится в протоколе совещания (его цитирует источник, знакомый с документом).