В России становится меньше Lada

Несмотря на рост российского автопарка, количество эксплуатируемых машин Lada сократилось
Текущие продажи Lada не компенсируют выбытие машин этой марки из-за устаревания, аварий и прочего/ М. Стулов/ Ведомости

Российский парк Lada сократился с июля 2014 г. по июль 2015 г. на 0,7% до 13,86 млн шт., хотя общее количество зарегистрированных в стране легковых машин выросло на 2% до 40,9 млн шт., гласят данные «Автостата». До этого парк Lada рос (см. график). Доля марки в общем парке за год снизилась почти на 1 п. п. до 33,9%.

Тренд изменился из-за упавшего спроса, объясняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: текущие продажи Lada не компенсируют выбытие машин этой марки из-за устаревания, аварий и проч. В 2014 г. в нашей стране было продано 387 307 Lada (минус 15%), за восемь месяцев – 181 804 шт. (минус 26%), по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Парк всех иномарок, входящих в топ-20, несмотря на сокращение рынка (в январе – августе упал на треть), продолжил расти. Их в стране гораздо меньше, чем Lada, и продажи иномарок превышают выбытие, комментирует Удалов. К примеру, парк Toyota, занимающий в России по размеру второе место, составляет 3,67 млн шт. (+5,2%), а находящийся на третьем месте парк Nissan – 1,89 млн шт. (+8,2%).

Еще одна причина сокращения парка Lada – эффект госпрограммы обновления парка, говорит Удалов. Она стартовала в сентябре 2014 г. и затем несколько раз продлевалась. При обмене (trade-in) и сдаче старой машины в утилизацию можно получить скидку от 40 000–50 000 руб. (на легковые машины) до 350 000 руб. (грузовики и автобусы). В 2015 г. на программу предусмотрено 20 млрд руб., автоконцерны просят ее расширить в текущем году, а также продлить на 2016 г.

По госпрограмме в утилизацию в основном сдаются старые Lada, подтверждает топ-менеджер одной из мультибрендовых дилерских компаний. Причем они поддерживают продажи не только Lada, но и других марок, добавляет он: по условиям программы бренд машины не имеет значения. За восемь месяцев по госпрограмме было продано 228 682 автомобиля, 44,5% из них – по схеме утилизации, по данным Минпромторга. Сколько было сдано в утилизацию Lada, представитель министерства не сказал. Похожая программа действовала в России и в 2010–2011 гг., скидки были на том же уровне, но это не привело к сокращению парка Lada. Тогда и продажи марки росли (в 2010 г. – на 48%, в 2011 г. – на 11%, по данным АЕБ), и старые Lada стоили на вторичном рынке заметно больше 50 000 руб., в итоге в утилизацию сдавалось больше «Москвичей», «Запорожцев» и проч., поясняет Удалов. По его прогнозу, в 2016 г. парк Lada продолжит сокращаться, если государство продлит программу обновления парка, а затем начнет расти по мере восстановления рынка.