Падение покупательского спроса дошло и до детских товаров

Их продажи почти не вырастут в 2015 году
Продажи игрушек переживают спад/ А. Махонин/ Ведомости

Снижение потребительской активности и рост цен привели к стагнации одного из самых устойчивых секторов в розничной торговле – рынка детских товаров.

Продажи товаров для детей в России по итогам 2015 г. вырастут всего на 1,6% год к году до 516 млрд руб., говорится в исследовании Synovate Comcon. При этом заметно пострадали две главные товарные категории на этом рынке – детская одежда и игрушки, на которые суммарно приходится более половины всех продаж детских товаров (подробнее см. график).

Во многом рынок поддержат цены. Так, с начала года цены на детские товары в среднем выросли на 15–40%, сказала «Ведомостям» президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По ее словам, существенное удорожание импортных товаров нивелировалось тем, что российские производители либо не поднимали цены, либо поднимали их до 10%. По оценкам Synovate Comcon, доля российского производства детских товаров в целом составляет лишь около 23%.

На детских товарах экономят в последнюю очередь, утверждают аналитики Synovate Comcon. Негативные потребительские настроения не могут не сказаться на темпах роста рынка, соглашается Надежда Киселева из группы компаний «Детский мир». Но в отличие от других сегментов розницы продажи детских товаров все-таки растут, подчеркивает она.

За январь – август оборот розничной торговли в России упал на 8,2% год к году, а продажи непродовольственных товаров – на 8,3%, по данным Росстата. По прогнозу Минэкономразвития, за весь 2015 год розничные продажи упадут на 8,2% в реальном выражении.

Synovate Comcon не ждет бурного роста продаж детских товаров и в 2016 г. – рост составит не более 3%, говорит директор по исследованиям Юлия Быченко. Ситуация в экономике продолжает ухудшаться, а реальные доходы населения – снижаться, поясняет она. Спрос продолжит уходить из среднего в средненизкий и низкий ценовые сегменты, а наиболее сильно могут пострадать товары не первой необходимости с высокой долей спонтанных покупок (например, игрушки), прогнозируют аналитики Synovate Comcon.

Сокращаются продажи в том числе развивающих игрушек (например, Scrabble и др. интеллектуальные игры. – «Ведомости»), говорит совладелец Ideas4retail Евгений Бутман. Он объясняет это избытком предложения. Также падают продажи «устаревающих» игрушек, например, плюшевых, отмечает Бутман. Но зато растут продажи игрушек для творчества и конструкторов, указывает он.

Продажи игрушек могут упасть в штуках, но не в денежном выражении, не согласен с прогнозом аналитиков операционный директор сети «Дочки-сыночки» Алексей Пролыгин: повлияли девальвация рубля и рост цен. Он ждет сезона высоких предновогодних продаж, который начнется в октябре и покажет, есть ли изменения в потребительских настроениях.

Другой крупный игрок, ТД «Гулливер и Ко», в этом году сократил ассортимент мягких игрушек – с 700 позиций на начало года до 250, говорила на прошлой неделе директор по маркетингу компании Наталья Мельникова. Она объясняла это не проблемами, а упрощением ассортимента – оставшиеся товары дают достаточный оборот.

Киселева из «Детского мира» говорит, что продажи игрушек и одежды «стабильны». Продажи и текстиля, и игрушек в «Дочках-сыночках» растут год к году, добавляет Пролыгин.

Продажи товаров для новорожденных наиболее устойчивы, считают аналитики Synovate Comcon: для семейного бюджета такие расходы в приоритете. В начале этого года в России перестала расти рождаемость: в первом полугодии родилось 927 000 детей – на 0,5% меньше, чем год назад (данные Росстата). Но общее число детей в стране в ближайшие два года, по оценке Synovate Comcon, будет расти, хоть и медленнее, чем последние несколько лет.

Но если негативная динамика рождаемости сохранится, рост продаж товаров для новорожденных не превысит 4–5% в 2016 г., прогнозирует Быченко.